Военно-диктаторский режим (1964-1985)

Главой нового правительства стал маршал Умберто Кастою Бранко (1964- 1967). Военные запретили деятельность политических партий, политические забастовки, провели аресты политических деятелей и активистов, провозгласили свое право лишать граждан политических прав на 10 лет. Парламент превращался в декоративную ширму диктатуры. В 1965 г. было разрешено создать две легальные партии: одну правительственную – Национальный союз обновления (АРЕНА), в которую вошли также НДС и СДП, и одну оппозиционную – Бразильское демократическое движение (БДЦ), в которую вступило и большинство трабальистов. Все сенаторы и депутаты конгресса обязаны были вступить в одну из этих партий. Военные контролировали деятельность обеих партий, их финансы и программы. Президент должен был избираться коллегией выборщиков, состоявшей из членов парламента и представителей от штатов.

Начавшееся в апреле 1964 г. 21-летнее правление военных по своему содержанию не было классической для Латинской Америки военной диктатурой, созданной только для защиты интересов правящих слоев перед лицом опасности социального взрыва. Их цели простирались гораздо дальше и во многом совпадали с долговременными задачами развития Бразилии.

Внешне диктатура напоминала популистский режим Варгаса: авторитаризм в управлении, национализм в идеологии, приоритет госсектора в экономике, «упорядоченность» в общественной жизни. Но на деле качественно отличалась от него. Политическая активность снизу подавлялась. В экономике большая ставка делалась на привлечение иностранного капитала, хотя и под общим контролем государства. Управление производством передавалось в руки специалистов – технократии. Первенство отдавалось военному производству. Социальные интересы и права трудящихся попросту игнорировались, тогда как крупному капиталу были развязаны руки. Во внешней политике была занята однозначная проамериканская позиция. Не выдвинули военные и какого-либо «общенационального лидера», как не приняли и идею корпоративного общества.

Идеологическую основу режима составляла разработанная военными «Доюрина национальной безопасности», включавшая две главные идеи: борьбы против «подрывной коммунистической деятельности» внутри государства и за его пределами и технико-экономической модернизации страны для ее превращения в «Великую Бразилию», равную странам Запада. «Развитие любой ценой!» – таков был лозунг военных. С помощью насилия и репрессий они подавили сопротивление профсоюзов. В результате введения ограничений на рост зарплаты уровень потребления материальных благ основной массой населения снизился. В 1965-1974 гг. реальная зарплата в условиях инфляции сократилась на 31% при одновременном росте производительности труда на 56%. Этим были созданы благоприятные условия для производства, ориентированного на экспорт. Увеличились национальные и иностранные капиталовложения. Повысилась конкурентоспособность бразильских товаров благодаря их низкой себестоимости. Модернизация технической базы бразильской промышленности, технологии производства и управления, глубокая интеграция народного хозяйства страны в мировую экономику, осуществленные под контролем военных, обусловили в 1968-1974 гг. явление, названное «бразильским экономическим чудом». В течение семи лет средний ежегодный прирост ВВП превышал 11%, а промышленного производства – 12,4%.

В годы бурного экономического роста в начале 70-х годов несколько возросла зарплата, увеличились размеры социального страхования по сравнению с концом 60-х годов, рабочие получили право участия в прибылях своих компаний и решении производственных вопросов. В период президентства генералов Артуро да Коста-и-Силва (1967-1969) и Эмилио Гаррастазу Медиси (1969-1974) авторитет военных среди бразильцев значительно укрепился. Партия АРЕНА уверенно побеждала на парламентских выборах.

Во многом переломным для судеб диктатуры стал 1974 г. Это было связано с двумя Событиями: 1) победой оппозиционного Бразильского демократического движения на парламентских выборах 1974 г., что, не неся никаких последствий для режима в силу «бесправия» парламента, явилось отражением недовольства в обществе «затянувшейся» диктатурой; 2) начавшимся мировым экономическим кризисом 1974-1975 гг. и быстрым вздорожанием импортной нефти, ухудшившим экономические показатели страны. И хотя в 1975-1980 гг. темпы экономического роста в среднем составляли 6,5%, это было близко к показателям всей Латинской Америки, что никак не оправдывало сохранение авторитарного режима в Бразилии. Начинался закат диктатуры.



Интересное по истории:

Переход к конституционному строю
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Украинцы в Бразилии
Из статьи О.А.Глинкиной «Президент Варгас и политический кризис 1954 г. в Бразилии»
Общие тенденции развития культуры во второй половине XX в.
Урбанизация и информатизация
Техника вторгается в культуру
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества