Урбанизация и информатизация

Поскольку индустриальное производство требует сосредоточения в определенных центрах (городах) больших масс людей, являющихся и потребителями "культурной продукции", неизбежно происходит урбанизация культурной сферы, т. е. придание ей преимущественно городского характера ("урбанус" в переводе с латыни – городской). Если в начале XIX в. городское население составляло 3% всего человечества, в середине XX в. – 28%, то к 90- годам – более 40%, а в развитых странах – 70-80%. Городской житель получает гигантское количество информации по системе телевизионной и компьютерной связи, до невиданных пределов расширяются социальные контакты, происходит частый поиск и смена работы, изменяется ритм жизни, возникают стрессовые ситуации, существенно обновляются содержание и формы образования. С одной стороны, он ищет отдыха через потребление облегченной, суррогатной "культурной продукции", предоставляемой так называемой индустрией досуга, а с другой – в своей активной трудовой деятельности является получателем большого количества "окультуренной" обществом информации (деловой, научной, образовательной, политической и др.).

В этой связи можно говорить об информатизации культуры, т. е. придании духовному производству в большой мере информативного характера, что наделяет его продукцию обычными потребительскими свойствами и превращает ее в обычный товар. С учетом же формирования весьма разветвленной компьютерной сети передач?! информации, включение последней в процесс материального производства в качестве одного из главнейших его звеньев, является правомерным утверждение о происходящем становлении "информационного общества". Теорию создания такого общества еще в 1945 г. выдвинул японский социолог Е.Масуда. Он считал, что в будущем классы заменятся "информационными сообществами", которые будут контактировать друг с другом через обмен знаниями и информацией. Позже возникли и другие концепции информационного общества. Общим для них является убеждение, что главным фактором общественного развития в будущем станет производство и использование научно-технической и прочей информации.

Наряду с ростом информатизации культуры, растет и ее технизация, т. е. зависимость от уровня и характера машинных технических средств как передачи культурной информации, так и ее производства. Более того, технический аспект становится самостоятельным и все более влиятельным направлением духовного производства, определяя его содержание, хотя в данном случае о "духовном производстве" о "духе" можно говорить лишь условно. Речь идет о создании произведении литературы, искусства, архитектуры и т. д. компьютерами, когда человек, его дух присутствуют только в начале процесса – при составлении программы. С другой стороны, сами технические средства (точнее – возможности техники) превращаются из орудий в объекты творческого, эстетического поиска художника, предопределяя сами формы произведений искусства и влияя на их содержание.



Интересное по истории:

Техника вторгается в культуру
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Новые формы передачи культурной информации. Глобальные культурные проблемы – экологические, ресурсно-энергетические, медицинские
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Экзистенциализм – культурно-философское течение и его представители (М.Хайдегтер, К.Яснерс, Ж. –П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)
Архитектура в послевоенные годы
Архитектура находит новые решения
Изобразительное искусство: реализм, модернизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества