Техника вторгается в культуру

Вообще мышление человека становится все более техническим. Он не мыслит уже себя без техники, без использования ее для господства над жизненными обстоятельствами, над окружающим миром, над природой. Но в таком случае он сам становится объектом технического воздействия, одним из видов "сырья", подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им же техники, деградирует (разрушается) вместе с природой. В результате логическая цепочка – индустриализация – урбанизация – информатизация – технизация – заводит и человека и его культуру в тупик, где он утрачивает свою прежнюю духовность и оказывается на грани гибели как биологический вид. Все это является свидетельством глубокого кризиса, в котором оказалась человеческая культура, пройдя длительный период своего развития.

Но, осознав это, культура (в лице ее выдающихся представителей) пытается и спасти человека, остановить его перед пропастью. В культуре (в науке, философии, литературе, искусстве) формируется новая тенденция – к ее космизации, т. е. к уяснению ею всеобщего (космического) единства человека и окружающей его природы – близкой и далекой, зримой и незримой, "живой", и "неживой". Космизация предполагает преодоление человеческого эгоизма, когда человек объявляет себя конечной целью развития природы, а потому – и господином над нею. Он должен научиться с уважением относится к "соседям по космосу" – воде, воздуху, земле, деревьям, животным и т. д. – которые "существуют сами по себе", но без которых ему не выжить.

К европейцам и североамериканцам, представителям христианской цивилизации, эти мысли стали все чаще приходить, когда они физически почувствовали угрозу жизни из-за бесконтрольной индустриализации и обострения экологических проблем. И когда, благодаря выходу советских и американских космических кораблей на околоземную орбиту, смогли вслед за космонавтами осознать и крохотность Земли, и ее одиночество в космосе, и ее связь со Вселенной. Но ведь идеи космического единства всего живого (и неживого) всегда присутствовали в восточных религиях – в Индии, Китае, Японии. Этим цивилизациям свойственно бережное, уважительное отношение к природе, к живым существам, к людям всех цивилизаций. Именно усиление "космических" элементов в евро-американской культуре способствовало росту взаимопонимания между Востоком и Западом, наращиванию их культурного обмена и взаимодействия в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, космизация культуры и мышления привела к их экологизации – нацеленности (хотя бы частичной) на охрану окружающей среды, преодоление негативного воздействия на природу современной промышленности. В начале 70-х годов в Западной Европе возникло массовое демократическое движение, борющееся против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сокращение ядерных вооружений и военных бюджетов. Оно получило общее название "зеленые". В 1980 г. в ФРГ появилась и политическая партия "зеленных". Сформировалось и международное движение "Гринпис" ("Зеленый мир"). Его деятельность способствует принятию правительствами и частными компаниями мер по ограничению выбросов вредных веществ в атмосферу и воды Мирового океана. Экологизация в культуре содействовала переключению на проблемы защиты окружающей среды и значительных научных сил. Наряду с биологией и медициной, непосредственно связанными с изучением живой природы, возникли целые экологические направления в науках, ранее обычно использовавшихся для "покорения" природы – физике, химии. Современная высокоразвитая техника и промышленность, должны теперь также послужить охране природы.

Космизация и экологизация способствовали усилению, актуализации гуманистических аспектов в культуре, философии. Проблемы антропологии (науки о человеке) становятся сейчас центральными во всех науках об обществе – истории, психологии, социологии, политологии, экономике и др.



Интересное по истории:

Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Новые формы передачи культурной информации. Глобальные культурные проблемы – экологические, ресурсно-энергетические, медицинские
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Экзистенциализм – культурно-философское течение и его представители (М.Хайдегтер, К.Яснерс, Ж. –П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)
Архитектура в послевоенные годы
Архитектура находит новые решения
Изобразительное искусство: реализм, модернизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство
Неореализм – новое веяние искусства
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества