Специфика Латинской Америки

В послевоенный период страны Латинской Америки вынуждены были решать задачи, характерные для всего «третьего мира» – поиск механизмов развития, преодоление экономической отсталости, разрешение все более обострявшихся социальных проблем. Почему же государства, возникшие еще в начале XIX в. и, казалось бы, созданные носителями и наследниками европейской (пусть и в южно-европейском, испано-португальском, варианта) культур ры, оказались перед лицом тех же проблем, что и страны Азии и Африки, европейской культуре чуждые? Почему они не повторили путь соседних США?

Культура латиноамериканских обществ сформировалась уже в колониальные времена как симбиоз (соединение, но не слияние) католической культуры средневековой Испании и Португалии в ее колониальной форме и культуры индейской Америки, взаимно дополнивших друг друга. Она изначально отличалась от культуры североамериканской и западноевропейской, подвергшейся сильнейшему влиянию протестантизма и ориентировавшейся на индивида, ответственного только перед Богом. Такой индивид стремился к максимальному успеху в своей деятельности и рассматривал государственную власть как инструмент, призванный обеспечить ему условия для этого успеха, что неизбежно вело к демократизации общества в экономической и политической сфере.

Традиции латиноамериканского общества были иными и во многом совпадали с восточными. Это общество напоминало своеобразную пирамиду. Основание ее составляли бесправные и привыкшие к повиновению властям индейские общины (или негритянское население, лишь в XIX в. освобожденное от рабства). Не имела реальных возможностей воздействовать на власть и масса более активного в обществе белого и метисного населения. Вершину пирамиды олицетворяло всесильное и все определяющее государство, ранее представленное королевской колониальной администрацией, а в XIX в. – заменившими ее новыми государственными институтами. Эти институты (сильная президентская власть, двухпалатный парламент, формально независимая судебная власть) вместе с конституцией, их учреждавшей, были скопированы с демократической системы США, всегда служивших латиноамериканцам образцом для подражания. Но в Латинской Америке указанные институты находились под полным контролем различных групп местной олигархии, сосредоточившей в своих руках крупные земельные угодья и рудники, экспорт сырья и продовольствия, импорт промышленных товаров.

Как и на Востоке, отношения между властью и массой населения строились на началах патернализма, предполагавшего покорность этой «демократической» власти упование на ее «добрую волю». Католицизм и католическая церковь освящали этот порядок, стремились внести в него «гармонию». Важнейшим средством формирования политической власти и частичного воздействия на нее снизу был каудильизм (от исп. «каудильо» – вождь, предводитель) – традиция объединения группы людей вокруг сильного и влиятельного лидера в надежде продвижения вслед за ним по административной лестнице или обретения его покровительства, если он добьется власти.



Интересное по истории:

Олигархия в странах Латинской Америки
Политическая жизнь в Латинской Америке
Ускорение экономического развития латиноамериканских стран во время 2-й мировой войны и в послевоенные годы
Усиление влияния США в регионе. Создание Организации американских государств
Кубинская революция 1959 г.
Характер кубинской революции
«Союз ради прогресса»
Нестабильность политической жизни стран Латинской Америки: военные перевороты, диктаторские режимы
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества