Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур

Процессы индустриализации и урбанизации в культуре способствовали приданию ей массового усредненного характера. Но они не уничтожили и традиционной культуры высокого духа, хотя и несколько сузили степень ее прямого воздействия на общество.

Термин "массовая культура" пришел из США и приобрел международную известность в 50-х годах. Обычно ее трактуют как особую область художественной культуры, предназначенную для массового потребления. Наряду с термином "массовая культура" широким распространением пользуются синонимы "популярное искусство, массовое искусство". Возникновение массовой культуры связывают с научно-технической революцией, давшей новые способы производства, распространения и потребления информации. Развитие средств массовой коммуникации – газет, популярных журналов, радио, кино, телевидения, видеотехники – увеличило объем передаваемой информации. Это открыло доступ к ней массовой аудитории. Но с другой стороны, был утрачен непосредственный контакт художника со своей аудиторией. В сфере художественной культуры утвердились кинокорпорации, радиовещательные и телевизионные компании, издательские и полиграфические тресты. Культура стала предметом бизнеса. Наиболее удобным регулятором "массовой культуры" является реклама.

Насколько значительное место занимает "массовая культура" в современном американском обществе, свидетельствует тот факт, что в системе образования изучение "популярной культуры" преобладает над изучением классической системы гуманитарных дисциплин. Более половины курсов посвящены изучению телевидения, рекламы, кино, журналистике, а около 26% используют средства "популярной культуры" для преподавания истории, музыки, иностранных языков и т. д. Курсы по изучению "массовой культуры", включены и в систему университетского образования в Англии.

Как уже отмечалось выше, "массовая культура" ориентируется на средний уровень потребителя, который практически всегда готов принять то, что само "плывет" к нему в глаза и уши. В отличие от серьезного элитарного искусства (т. е. рассчитанного на вкусы избранных), которое требует от аудитории интеллектуальных усилий, сотворчества, "тормошит" ум, подстегивает и без того напряженные нервы, "массовое искусство" как бы погружает аудиторию в теплую ванну, не требуя ничего, кроме "мурлыкания от удовольствия и комфорта". Бешеный ритм современной жизни, рационализация человеческих отношений, нервное перенапряжение нарушают психическое равновесие. Отсюда возникает необходимость в психологической разрядке. "Массовая культура" пошла навстречу этой реальной потребности общества, создав мощную индустрию развлечений.

В своем воздействии на человека "массовое искусство" обычно не затрагивает сложных жизненных проблем, оно стремится увести от вопросов бытия в мир фантазий и грез, обманчивых, но таких привлекательных для каждого. Объект воздействия "массовой культуры" – массы, поэтому она должна быть общедоступной и общепонятной. Она воплощает в себе стереотипы и стандарты, принятые в обществе, что делает ее легко усваиваемой. Однако, при всем стандартном характере произведений "популярного искусства," они всегда создают иллюзию, что обращены именно к вашим личным проблемам и склонностям, что рассчитано на присущий американцам и европейцам индивидуализм.

Для "массовой культуры" характерны и специфические формы выражения. Она ориентируется не на реалистические образы, а создает мир мифических героев, которые становятся идеалом, символом, диктующим своим почитателям определенный тип поведения (супермен, Бэтмен, Кинг-Конг и др.).

Все выше перечисленное позволяет говорить о том, что "массовая культура" представляет собой сложный феномен, который включает в себя социальные и психологические факторы. Очень важным является вопрос об эстетических параметрах "массовой культуры". Часто "массовую культуру" приравнивают к китчу. Две главные особенности китча: во-первых, это сфера поддельности, во-вторых, – это мир плохого вкуса, мир тривиальностей. Тривиальность означает банальное, элементарное, общедоступное. Но "массовая культура" – это не просто упрощение, а создание определенных стереотипов, сведение всего художественного опыта к одной норме – тривиальному, обыденному, придание всем элементам культурной системы однородности и сходства. Создавая на этом пути высокохудожественные произведения, имеющие мировое признание, "массовая культура" допускает и низкопробную продукцию, которая культивирует не только плохой вкус, но насилие, жестокость. И это особенно опасно, так как из произведения "массового искусства" часто усваиваются модели ролевых функций друга, отца, жены, делового партнера и т. д. в первую очередь молодыми людьми, не имеющими достаточного социального опыта, чтобы на его основе произвести отбор, отделить достойное подражания от недостойного.



Интересное по истории:

Новые формы передачи культурной информации. Глобальные культурные проблемы – экологические, ресурсно-энергетические, медицинские
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Экзистенциализм – культурно-философское течение и его представители (М.Хайдегтер, К.Яснерс, Ж. –П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)
Архитектура в послевоенные годы
Архитектура находит новые решения
Изобразительное искусство: реализм, модернизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство
Неореализм – новое веяние искусства
Абстракционизм стирает шаблоны
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества