Рок- и поп-музыка

Сложным, своеобразным, противоречивым феноменом XX века стала рок-культура. Она зародилась на рубеже 50 – 60-х годов и отражала восприятие действительности послевоенным поколением молодежи, разочаровавшейся в тех ценностях, которые предлагались режимами, допустившими кровопролитную войну. Главным в рок-культуре является моральная позиция. Для нее характерно противопоставление "мы» – "они". Молодежь равнодушно отнеслась к таким, казалось бы привычным, ценностям цивилизованного общества, как престижная работа, карьеризм, корыстолюбие. Свой протест она хотела выразить изменением стиля поведения. Рок-культура возникла как стремление вернуть нравственность искусству, их непосредственное человеческое содержание, выйти из-под контроля государства.

В 1954 году прозвучала песенка Билла Хейли "Rock around the clock", которая и дала название новому музыкальному стилю, а также рок- культуре в целом. В том же году вышла первая пластинка будущего короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Рок-музыка стала формой выражения протеста молодежи. Простые, лишенные содержания слова песен, успокаивающие ритмы, повторение одного и того же элемента, создающее атмосферу обострения эмоциональных переживаний – наиболее характерные черты творчества Пресли.

В 69-е годы создаются знаменитые группы "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Пинк Флойд" и другие. Музыканты этих групп, которые по большей части музыке нигде и никогда не учились, стали символом молодежи. Своим внешним видом, манерой поведения, стилем одежды, свободным обращением со слушателями они всячески подчеркивали свою связь с низами общества, откуда они вышли. Для этих музыкальных исполнителей характерно использование элементов городского фольклора, джаза и блюза. Этот стиль определяют, как поп-музыку. Наибольший успех выпал на долю "Битлз". Им поклонялись не только подростки, что и представители самых различных возрастов. Многие подражали их прическам, носили похожую одежду, их пластинки продавались миллионными тиражами. На их концертах плакали от восторга, почитатели разрывали на кусочки простыни, на которых спали их кумиры. Популярность "Битлз", как и других поп-групп, можно объяснить тем, что их музыка оказалась созвучной многим идеалам 60-х годов. Они воспевали любовь, протестовали против войны во Вьетнаме, требовали возвращения Ирландии ирландцам.

Вершиной этого этапа в развитии рока стала широко известная в 60-е годы рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда" (музыка Эндрю Уэббера, текст Тима Райса). Авторы стремились осовременить библейскую историю, заново прочесть ее. Действие рок-оперы охватывает последние шесть дней жизни Иисуса, но в тексте говорится и о его прошлом.

В рок-опере нашли свое отражение такие стороны молодежной рок- культуры, как стремление к упрощению, жертвенности, религиозному мистицизму. Действующие лица, окружающие Иисуса, напоминают хиппи 60-х годов, юношей и девушек, надевших на себя рубище в знак отречения от потребительского общества. В этой связи с социальной действительностью кроется главная причина популярности рок-оперы. Чрезвычайно привлекательна была для американской молодежи и тема гибели героя ради грядущего счастья людей.

В 70-е годы на смену прежним "кумирам" рок-музыки пришли новые – "панки" и "металлисты". Здесь уже исчезает социальная ориентация рока, музыка приобретает определенную агрессивность, высота звука на концерте превышает сто децибел. Выступления нарочито безвкусно и крикливо одетых исполнителей сопровождает мигание прожекторов. Имя панков происходит от английского punk, в котором соединяется понятие продажности и аморализма.

Рок 80 – 90-х годов – это большое число стилевых форм и направлений, которые отражают также национальные и региональные особенности. Из них выделяют основные: мейнстрим-рок, сохраняющий традиции классического рока 60-х годов; поп-рок, относящийся к сфере поп-культуры; фольк-рок, использующий народные традиции; джаз-рок, соединяющий элементы джаза и рока; арт-рок, направленный на сближение с классическим искусством; авангардный рок – экспериментальное направление. Очевидно, что рок является сложным и противоречивым явлением современной культуры.



Интересное по истории:

Из книги английского социолога Энтони Гидденса «Постсовременность»
Из интервью с Джоном Апдайком
Из рассказа Эжена Ионеско «Фотография полковника»
Развитие послевоенной культуры
Послевоенная культура в СССР
Культура стран Запада
Комплекс проблем человечества
Поиск нового смысла
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества