Поиск нового смысла

Развитие культуры вглубь было связано с поиском ее новых смыслов, с максимальной полнотой отражающих и объясняющих жизнь человека в условиях послевоенного времени и в условиях НТР. Наиболее влиятельным культурно-философским течением в середине и второй половине XX в. на Западе стал экзистенциализм. Его популярность и привлекательность были вызваны тем, что он призывал человека творческого, мыслящего, активного отказаться от следования какой-либо из множества идеологических или "научных" "систем" (а он в них уже разочаровался) и обрести "подлинное существование", заключающееся в свободе. Человек сам делает самого себя. Он сам является точкой отсчета в своей оценке окружающего мира. Мир, другие люди существуют для него постольку, поскольку существует от сам. Бог существует для него постольку, поскольку он верит в Него.

Ничто, никакой технический или социальный прогресс, никакие люди или идеи не могут ничего ему гарантировать в будущем. Гарантом будущего может выступить только он сам. В этом – его свобода. И его ответственность перед собой. При этом он не может бездействовать, плыть по течению, "быть как все", ибо тогда это будет "не подлинное существование", а значит – несвобода.

Экзистенциализм был созвучен либеральным истокам и традициям западного общества и находил в нем отклик, особенно сред! творческой интеллигенции, философски обосновывал "существование" ("экзистенцию") человека-творца, осознающего свою свободу и ответственность. Через различные виды культурного творчества – литературу, изобразительное искусство, кино, музыку, архитектуру и т. д. – ценности экзистенциализма приходили в массовое сознание, становились привычными, определяли характер мышления и поведения людей. Для многих людей экзистенциализм заменил собой прежние идеологические или религиозные догмы.

С другой стороны, философия экзистенциализма сама черпала силы и авторитет из изменений, происходивших в последнее время и в массовом сознании, и в искусстве, была их отражением и осмыслением. Экзистенциализм не был жестко привязан к какому-то определенному направлению в культуре или ее отраслях. Он мог проявляться и в массовой культуре, и в элитарной, и в реализме, и в модернизме. Но все же тяготел к элитарной культуре и к модернизму. Ибо главным образом в модернизме и близких к нему направлениях в литературе, искусстве, архитектуре наилучшим образом реализовывалась важнейшая идея экзистенциализма – полная свобода творчества художника. Другое общее направление в отраслях этой культуры, более прагматичное и традиционное, представленное реализмом, функционализмом и т. п., было в большей степени связано с устоявшимися идеологическими и научными схемами («системами"), благодаря чему имело также немало приверженцев.



Интересное по истории:

Причины и начало «холодной войны»
Экспансия Советского Союза в Восточной Европе
«Немецкий вопрос» и его решения
Создание двух военно-политических блоков
Берлинский кризис
Становление движения неприсоединения
Берлинская стена
Война в Корее
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества