Неореализм – новое веяние искусства

Второй крупный раздел искусства социального реализма послевоенного периода составляет неореализм. Ранний этап послевоенного неореализма окрасили идеи и образы антифашистского Сопротивления. По материалам военных лет, и собственным впечатлениям художников написаны были картины представленные на выставке 1946 г. в Париже "Искусство и Сопротивление". Французский неореализм был представлен рисунками Б.Таслицкого, запечатлевшими страшную правду о фашистском концлагере в Бухенвальде, и росписями Ж.Амблара в мэрии Сен- Дени, посвященными партизанской борьбе.

Главой неореалистического направления в изобразительном искусстве стал итальянский художник Ренато Гутгузо (1912 – 1987 гг.) – один из крупнейших мастеров нашего столетия. В 1952 г. в Риме по инициативе Р.Гупузо основана газета "Реализмо", которой суждено было стать теоретическим центром движения, названного неореализмом. Художников-неореалистов объединяло стремление критически осмыслить происходящие события. В системе выразительных средств наблюдалось стремление к символическому образу, к максимальной его обобщенности. Особое внимание уделялось цвету, который нес большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Расцвет итальянского неореализма приходится на середину 50-х годов. Р.Гуттузо создает свои произведения "Занятие пустующих земель батраками в Сицилии" и "Битва у моста Аммиральо". Первое посвящено остросовременной социальной драме. Второе – историческая картина, посвященная гарибальдийцам. Для Гутгузо характерны четкие, угловатые формы фигур, предмета, пейзажа, резкая динамика, с которой двигаются и сталкиваются людские массы.

Всемирный отклик как явление борющегося, протестующего искусства получило произведение японских мастеров Маруки Ири и Маруки Посико "Ужасы Хиросимы". Этот отклик сопоставим с резонансом, который был в свое время вызван "Герникой" П.Пикассо. Целый комплекс панно и ширм представил трагическую картину гибели жителей города от атомного взрыва. Обнаженные фигуры, умноженные чуть ли не до бесконечности в многолюдной композиции, позволяют воспринять общечеловеческий масштаб того яростного протеста против атомной смерти, которым проникнуто произведение.

Изложенная выше политическая тема не исчерпывает всех интересов послевоенного неореализма. Наиболее типичным является обращение к обыденной реальности. Объединительным свойством этой темы стало представление об устойчивой ценности народного характера, отстаивающего свое достоинство во встречах с порой враждебной человеку действительностью. Изображалась не личность, обладающая исключительными качествами, а массовый герой (Р Гуттузо – "Человек, который ест спагетти", Г. Мукки – "Женщины, ожидающие рыбаков", Анна Сальвадоре – "Девушка с книгой".). Демократический тип героя господствует в живописи и графике неореалистов Франции (А.Фупсерон), США (Э.Уайет), в рисунках Пола Хогарта в Англии. Он содержится в портретной скульптуре Ж.Салаццра во Франции, фигурах матерей с детьми голландского скульптора М.Андриссена.



Интересное по истории:

Абстракционизм стирает шаблоны
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Поп-арт родом из народного творчества
Киноискусство
Французское кино
Немцы, японцы, китайцы и индийцы тоже могут снимать фильмы
Мосфильм против Голивуда
Литература
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества