Литература

После Второй мировой войны общая картина мирового литературного процесса становится необыкновенно сложной. Зарубежная литература послевоенного периода – это уже не только литература ведущих капиталистических стран мира, но и стран социалистического лагеря, и освободившихся от колониальной зависимости. Все чаще внимание привлекают представители "новой" (в отличие от "старой" – европейской) литературы. Заставили заговорить о себе чилиец П.Неруда, Кобо Абэ из Японии, бестселлером чуть ли не всего земного шара стал роман "Сто лет одиночества" Г. Маркеса, писателя из Колумбии.

Для литературы послевоенного периода характерны два основных направления – реализм и модернизм. Здесь особо следует поставить социалистический реализм, который как метод в литературе признавался единственно верным в странах социализма. Этот метод предполагал "правдивое" отображение социалистической действительности, что на практике означало полную поддержку политики правящих партий. В демократических странах мира параллельно развивались два указанных направления, но их нельзя назвать неизменными.

Приоритетное место заняла реалистическая литература, в произведениях которой нашли свое отражение все противоречия послевоенного развития мира. В первые послевоенные годы в творчестве многих писателей преобладала антифашистская тематика. О движении Сопротивления писали его участники – французы Роже Вайян, Робер Мерль, Жан Лаффиг; немецкие писатели Генрих Белль, Анна Зегерс и другие. Жан Лаффит, прошедший путь узника гитлеровских концлагерей, в книге "Живые борются" с документальной точностью рассказал о людях, для которых сопротивление, борьба стали признаком жизни. Робер Мерль в романе "Смерть – моя профессия" показывает историю Германии первой половины XX века через судьбу Рудольфа Ланга, который стал комендантом концлагеря, профессиональным убийцей. С огромной силой ненависти в романе изображен Освенцим. Широкая панорама немецкой жизни, целый комплекс важных общественных проблем, связанных с возникновением, распространением и крахом фашизма была создана Анной Зегерс в романе "Мертвые остаются молодыми", в котором правдиво изображен путь Германии к национальной катастрофе. Бессмысленность и бесчеловечность гитлеровской захватнической войны, которой не может быть оправдания, показаны Генрихом Беллем в романе "Где ты был, Адам" и повести "Поезд пришел вовремя".

К 50-м годам относится вступление в литературу английских писателей, некоторые критики называли "рассерженные молодые люди" Их творчество отразило настроение молодежи, которую не устраивали существовавшие в стране порядки. Первые произведения "сердитых", которые привлекли внимание читателей, содержали едкий сарказм, громкую и смелую критику "тех, что наверху". Это произведения Кингсли Эмиса "Счастливчик Джим" и "Это неопределенное чувство", Джона Уэйна "Спеши вниз" и "Живя в настоящем", пьеса Джона Осборна "Оглянись во гневе". Герои этих романов проклинают и общественное устройство страны, и традиционную мораль, и систему образования, и самых различных людей. Но их бунт сводится только к отрицанию, не выдвигая никаких конструктивных идей.

К концу 50-х годов в литературу Англии пришли новые бунтари, которых назвали писателями "рабочего романа". Начало этому движению дало появление книги Аллана Силлитоу "Субботний вечер и воскресное утро", рассказывающий о жизни молодого рабочего парня, токаря. Затем вышли романы Сида Чаплина "День сардины", Стэна Барстоу "Можно любить и так" и некоторых других, связанных по профессии или происхождению с рабочим классом. Герой большинства рабочих романов – молодой, всегда неудовлетворенный и так или иначе выражающий свое недовольство рабочий или выходец из рабочей среды. "Рабочий роман" к концу 60-х перестал существовать как явление.

Еще одним из направлений в английском реализме в 50-е годы был "антиколониалистский" роман. В Великобритании, история которой в течение столетия была тесно связана с колониальной империей, протест против колониализма стал проявлением общего протеста демократических масс и отразился в деятельности писателей. Одна за другой появлялись книги, развенчивавшие миф о священной миссии белого человека, несущего цивилизацию "цветным" народам. Среди них "Дипломат", "Не хочу, чтобы он умирал". "Последнее изгнание" Джеймса Олдриджа; "Леопард в траве", "Неподходящий англичанин", "Женщина в осаде" Д. Споарта; "Одинокий пилигрим", "Зрима тьма" Н Льюиса. Расцвет ашиколониалистского романа пришелся на вторую половину 50-х годов, а с качала семидесятых он утратил свою актуальность в обстановке распада империи.



Интересное по истории:

Писатели-романтики покоряют мир
Социальные произведения в цене
Рассвет драматургии
Экзистенциализм получает широкое распространение
Неороман на острие эпохи
Рок- и поп-музыка
Из книги английского социолога Энтони Гидденса «Постсовременность»
Из интервью с Джоном Апдайком
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества