Культура стран Запада

Развитие западной культуры (а в меру ее воздействия – и мировой культуры в целом) во второй половине XX в. происходило как вширь, так и вглубь. И в одном, и в другом аспекте оно было неоднозначным, противоречивым, воспринималось и воспринимается многими исследователями как проявление прогрессирующего кризиса прежней гуманистической, жизнеутверждающей культуры Запада, достигшей пика в эпоху Просвещения.

Развитее вширь проявляется в росте влияния духовной культуры на все сферы жизни общества, в возникновении все новых и новых средств ее распространения, все новых форм ее выражения. Во многом это связано с особенностями развития общества и его экономики в условиях НТР.

С одной стороны мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей, усиливается экономическая взаимозависимость стран, создаются международные организации. Это привело к интенсификации и экономического и культурного сотрудничества. Интеграция в области культуры ускорилась благодаря развитию средств массовой коммуникации в эпоху НТР. Благодаря спутниковому телевидению, мощным радиостанциям мир становится более доступным, возрастают возможности изучения культурных достижений разных народов. Традиционные международные фестивали и конкурсы не только демонстрируют достижения в разных отраслях культуры, но служат духовному взаимообогащению.

С другой стороны, с углублением индустриализации производства, с усилением урбанизации быстрыми темпами рушится традиционный сельский тип жизни. Массы людей отрываются от привычной обстановки, перемещаются в город. Перед горожанином раскрывается новый мир, наполненный тысячами соблазнов и услуг. Он получает гигантское количество информации по системам телевизионной и компьютерной связи, изменился весь ритм жизни, виды деятельности, наметились социальные конфликты, часто возникают стрессовые ситуации. Постепенно человек теряет свою индивидуальность, становится маленькой деталью одного целого механизма. Такой человек стремится превратить культуру в "индустрию развлечений", чтобы она была средством отвлечения от повседневной напряженной жизни. Это стало возможным благодаря развитию технических средств воспроизводства и тиражирования. Индустриализация культуры способствовала появлению так называемой "массовой культуры", которую оценивают весьма неоднозначно.

Вторая тенденция, связанная с развитием современного производства – истребительское отношение человека к природе. Высшими ценностями индустриальной цивилизации признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, развитие технологических и научных знаний. Складывалось представление, что природа, как объект эксплуатации человеком, неисчерпаема. Конец такому представлению положило осознание глубины того кризиса, к которому подошло человечество сегодня.



Интересное по истории:

Комплекс проблем человечества
Поиск нового смысла
Причины и начало «холодной войны»
Экспансия Советского Союза в Восточной Европе
«Немецкий вопрос» и его решения
Создание двух военно-политических блоков
Берлинский кризис
Становление движения неприсоединения
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества