Изобразительное искусство: реализм, модернизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство

Послевоенные годы ознаменовались подъемом в развитии изобразительного искусства. Возрождаются художественные течения, которые переживали спад в годы войны. Из них выделяются два основных: социальный реализм и модернизм.

Искусство социального реализма выражается в двух формах: неореализме (он характерен для демократических стран мира) и социалистическом реализме (страны так называемого социалистического лагеря).

В целом искусство социалистических стран образует в послевоенные годы новую интернациональную историко-художественную общность, единую по своему социальному статусу и функциям, проникнутую социалистической идеологией. Утверждаются общие для всей стран социализма принципы взаимоотношения художественной жизни с политикой правящих коммунистических партий. Создаются творческие союзы, объединяющие всех художников и архитекторов. Деятельность искусства рассматривается прежде всего, как деятельность идеологическая, решающая общественные воспитательные задачи. Поэтому вместе с собственно художественным творчеством формируется служебная деятельность, обладающая не эстетическим, а число идеологическим значением. Обстановка послевоенных лет была непростой и неоднозначной. Существенные достижения социализма сочетались с глубокими политическими деформациями с жизни всех социалистических стран. Ведущей идеей социалистического искусства как "новой эпохи в истории культуры" было утверждение нового социального строя. Программное значение приобрело представление о прекрасной в своем совершенстве и гармонии действительности, которая должна была как бы сама во всей своей очевидности являться людям в произведениях искусства. Несовершенство выглядело как искажение жизни. Таким образом, программа была нацелена на оптимизм. Эти идеалы были выработаны еще в советском искусстве 30-х годов и с новой силой возрождаются в условиях восстановления мирной жизни.

Все явления, изображенные художником, наделялись общественным смыслом. В портретной живописи фиксируется социальная принадлежность человека, его заслуги. Появляется много портретов политических деятелей

(Корин Д.П. – триптих "Александр Невский" Налбандян Д.А. – "В.И.Ленин в 1919 году", "Малая земля", "Новороссийск" и др.). Пейзажи сообразуются с обобщенной темой родины (Сарьян М.С. – цикл из 7 картин "Моя Родина"). В виде праздничного события предстают сцены труда (Т.Е. Яблонская – "Хлеб», "Лен".). Общественным смыслом наделяются сцены отдыха (Пластов А.А. – "Ужин трактористов"). Наиболее последовательно социальность как принцип художественного творчества получила выражение в тематической картине. В основе такой картины лежит изображение события, вбирающее в свое движение всех его участников (Б.В.Иогансон – "Выступление В.И.Ленина на III съезде комсомола."). Устойчивые общие свойства обрела в искусстве социалистических стран концепция истории. Ее основу составило представление о народе как о решающей исторической силе. В этом искусстве народ понимается как монолитная сила и трактуется в обобщенно-суммарном плане (А.П.Бубнов – "Утро на Куликовом поле", Ф.Кромер – Скульптурная группа памятника жертвам концлагеря в Бухенвальде.). В ситуации того времени творческое начало утверждали те мастера, которые углублялись в индивидуальный характер личности героя.



Интересное по истории:

Неореализм – новое веяние искусства
Абстракционизм стирает шаблоны
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Поп-арт родом из народного творчества
Киноискусство
Французское кино
Немцы, японцы, китайцы и индийцы тоже могут снимать фильмы
Мосфильм против Голивуда
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества