Из интервью с Джоном Апдайком

- Ваш главный герой – средний американец. Неплохо устроенный в жизни, прилично зарабатывающий. Но духовно он глубоко несчастлив. Ему зябко, дискомфортно, неуютно. В чем же, если суммировать, главная драма Америки, заставляющая страдать Кролика Ангстрома и других ваших персонажей?

- Материальное благополучие и одновременная утрата духовных ценностей. Наука даровала нам много благ, свободу от многих болезней, быстрый транспорт, облегчение в труде. Но утрачено старое представление о человеке как о центре Вселенной. Мой типичный герой ощущает пустоту. Возьмите того же Кролика Ангстрома: он ощущает потребность в духовных ориентирах и не перестает их искать. Люди сегодня духовно голодны, мне кажется. И испуганы. Чем? Перспективой встречи с вечностью, неумолимой и осознаваемой в тот момент, когда человек начинает жить. Ты просыпаешься утром, "надеваешь" на лицо улыбку, но постоянно осознаешь бренность бытия.

- Что для вас свобода? Можно ли в сегодняшнем мире ощущать себя свободным?

- Все относительно, и потому не может быть абсолютно свободного человека. Наше тело очень требовательно, от него нет спасения. Любое общество в той или иной степени требовательно. Свобода – это осознание себя свободным. Свобода – это когда тебе не нужно таскать с собой удостоверение личности и предупреждать власти, что ты намерен переехать г другой город. Для автора, художника важно право говорить, что думаешь. И не бояться, что кто-то посадит тебя за это в тюрьму.

Я думаю, США останутся свободной страной, пока государство и граждане продолжают выполнять социальный контракт между собой, а мы добровольно жертвуем толикой личной свободы в обмен на определенные преимущества.

- В самой первой вашей книге "Ярмарка в богадельне" поражает воображение картина будущего золотого века, начертанная одним из героев. Он клянется, что у наших детей и внуков будет всего много-много и все мы будем счастливы. Хронологически это время наступило, а золотым веком и не пахнет. Что же, идеал всегда будет недостижим для человечества?

- Мой герой – визионер левого толка, такой скромный Ленин местного масштаба. Таким он видел будущее, и, вы знаете, оно в чем-то сбылось. Люди лучше питаются, живут дольше, чувствуют себя в большей безопасности. Но людям не суждено быть в раю. Они слишком злы, слишком упрямы, слишком эгоистичны. Реальная картина будущего может оказаться очень мрачной. Люди, размножающиеся, как полчища крыс, убивают друг друга за место под солнцем. Но идея золотого века остается очень привлекательной.

- Но и в наши дни насилие правит миром. Посмотрите, сплошные войны, конфликты – Югославия, Чечня, Руанда. Нет дня, чтобы людей не убивали десятками, сотнями. Какой там золотой век!

- Вырвались наружу этнические, религиозные распри, которые раньше США и Советский Союз держали в кулаке. И все же есть прогресс. Тысячи лет война считалась нормальным состоянием человечества. Сегодня нормальным состоянием считается мир.

Источник: Зеркало недели. 1996. 30 ноября.



Интересное по истории:

Из рассказа Эжена Ионеско «Фотография полковника»
Развитие послевоенной культуры
Послевоенная культура в СССР
Культура стран Запада
Комплекс проблем человечества
Поиск нового смысла
Причины и начало «холодной войны»
Экспансия Советского Союза в Восточной Европе
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества