Экономическое развитие

Экономическая политика бразильских военных (по крайней мере, до кризиса начала 80-х годов) в целом увенчалась успехом. Продукция обрабатывающей промышленности увеличивалась почти в 5 раз. Ускоренно развивались металлургия, нефтехимия, машиностроение (автомобиле-, тракторо-, самолетостроение), атомная энергетика, производство вооружений, а также легкая и пищевая промышленность. Основными инвесторами выступали занимавшее деньги за рубежом государство и иностранные компании, которые имели в Бразилии в 5-10 раз более дешевую рабочую силу, чем в развитых странах. На государственных предприятиях производилось свыше 1/3 продукции обрабатывающей промышленности. Иностранный капитал, сосредоточенный в наиболее современных и конкурентоспособных отраслях, контролировал 43% промышленного экспорта страны (1978г.). Бразильская модель – последний в послевоенной истории Латинской Америки успешный опыт развития экономики с опорой на государство. В других странах в последние 2-3 десятилетия он был гораздо менее удачным. Но и он оказался малопригодным в условиях кризиса 1981-1983 гг. и послекризисного развития, что и ускорило уход военных из политики.

Гражданским правительствам они оставили в наследство огромный внешний долг страны, высокие темпы инфляции, ужасающую бедность одних групп населения при небывалом богатстве других. Ускорение промышленного роста в 1985-1986 гг. из-за общей неблагоприятной экономической ситуации (выплата государством больших процентов по внешнему долгу, сокращение иностранных инвестиций) очень скоро сменилось его замедлением и остановкой. В 1989 г. инфляция достигла 1500%.

Правительство Коллора де Мелло (1989-1992) в духе монетаризма предпринято «шоковую терапию», заморозив основную массу банковских вкладов, цены и зарплату, начав приватизацию государственных предприятий и широко открыв двери для импорта иностранных товаров. В результате на некоторое время инфляция была подавлена, но при этом было дезорганизовано и сократилось производство, упал жизненный уровень большинства населения. Выросло недовольство в обществе. Правительство отступило, «разморозив» в 1991 г. банковские вклады и либерализовав цены. Но изменить кризисную ситуацию не удалось. Падало производство, инфляция вновь превысила 1000% (1992), резко возросла безработица, число абсолютно бедных составляло 45% населения, а государство вынуждено было 65% своих бюджетных средств тратить на оплату увеличивавшейся внешней и внутренней задолженности. Положение самого президента Коллора ухудшилось еще и тем, что он, объявив войну коррупции в государственном аппарате, сам оказался замешанным в финансовых махинациях.

В начале октября 1992 г. парламент – случай беспрецедентный в истории Латинской Америки – вынес «импичмент» президенту (конституционное обвинение с отстранением от власти). Перед угрозой привлечения к уголовной ответственности Коллор в декабре того же года заявил о «добровольной» отставке и выехал из страны. До истечения 5-летнего конституционного срока президентства (т.е. до 1 января 1995 г.) полномочия главы государства перешли к вице-президенту Итамару Франку (1992-1994).

Франку поручил проведение реформ новому министру экономики, известному в мире социологу и экономисту Фернандо Энрике Кардозу, собравшему вокруг себя команду талантливых экономистов. Первым делом правительство добилось в 1993 г. экономического роста невзирая на усилившуюся инфляцию (2500%), а в 1994 г., при сохранении производственного роста, начало решительное наступление на инфляцию, сведя ее в сентябре всего к 4%. В основе этой стратегии лежал разработанный в 1993 г. Кардозу и его единомышленниками «План Реал», включивший ряд бюджетных, налоговых и валютных мер и названный так в связи с введением новой денежной единицы – реала. «План Реал» максимально учитывал интересы всех слоев населения и их психологию, широко пропагандировался, что обеспечило доверие и к нему, и к новой валюте, и к самому Кардозу.

На этой волне популярности Кардозу одержал победу на президентских выборах 1994 г., где он представлял блок центристских и правых партий (Партия бразильской социал-демократии, Партия либерального фронта и др.).

1 января 1995 г. он вступил в должность президента на 5-летний срок. Но его инаугурация происходила на фоне внезапного ухудшения экономической ситуации в стране, вызванного мексиканским финансовым кризисом и оттоком капиталов из других латиноамериканских стран, включая Бразилию. Правительству удалось, однако, сдержать инфляцию и обеспечить приток новых капиталов. Рост производства продолжался в 1995 и 1996 г. Стремясь получить средства для социальных программ, Кардозу ускорил процесс приватизации, распространив его и на прибыльные государственные предприятия и компании. Были создан^! благоприятные условия для частного иностранного капитала, хотя он и не торопился в Бразилию после мексиканского кризиса.

В 90-е годы Бразилия занимала 8-е место в мире по общему объему ВВП, создавала современную компьютерную технику, подводные лодки и космическую технику. Но в то же время огромнейшая внешняя задолженность (169 млрд. долл. в 1995 г.), растущее расслоение общества на очень богатых и очень бедных, нерешенность острых социальных проблем ставали преградой на ее пути в число развитых стран. Обеспечение социальной справедливости было невозможным без достижения национального согласия на демократической основе. Эту ключевую, но и труднейшую для всего «третьего мира» задачу ставил во главу угла президент Кардозу.



Интересное по истории:

Внешняя политика Бразилии
Украинцы в Бразилии
Из статьи О.А.Глинкиной «Президент Варгас и политический кризис 1954 г. в Бразилии»
Общие тенденции развития культуры во второй половине XX в.
Урбанизация и информатизация
Техника вторгается в культуру
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Новые формы передачи культурной информации. Глобальные культурные проблемы – экологические, ресурсно-энергетические, медицинские
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества