Экономические трудности 80-90-х годов

К 80-м годам предыдущая экономическая стратегия, опиравшаяся на всеобщее государственное регулирование, расширение госсектора, себя исчерпала, так как латиноамериканские страны, за исключением центрально- американских и некоторых других, уже обеспечивали себя собственными простыми товарами широкого потребления. Более того, в сочетании с быстрым ростом внешней задолженности, увеличившейся в 1975-1980 тт. с 89 до 222 млрд. долл., она породила новые проблемы – с выплатой долгов.

Ситуация резко обострилась в 1981-1983 гг., когда разразился глубокий экономический кризис, а США подняли до 20% учетную ставку банковского процента. Началось бегство капиталов из Латинской Америки в США. Из-за падения экспорта, вызванного кризисом, сократились валютные доходы. Повышение же процентов на предоставленные кредиты привело к автоматическому росту внешней задолженности, поскольку, чтобы выплачивать только возросшие проценты, эти страны вынуждены были брать за рубежом новые кредиты под столь же высокие проценты. Всего же, с учетом внешних займов на развитие, социальные нужды, вооружение и др. внешний долг латиноамериканских стран увеличился к 1996 г. до 574 млрд долл. Из них около 70% приходилось на долю Бразилии, Мексики и Аргентины.

В этих условиях внешние кредиторы (МВФ, МБРР и др.), желавшие имел, гарантированное возвращение долгов, потребовали проведения глубоких реформ в неолиберальном духе, чем и обусловили предоставление новых займов. Начался долгий и мучительный процесс реформирования национальных экономик, которых включал: сокращение внутренних государственных расходов на содержание госсектора в экономике, социальные нужды и управление; максимальную приватизацию государственных предприятий, прежде всего уборочных; резкое сужение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции; предоставление самых благоприятных условий для частного иностранного и национального капитала.

Заканчивался полувековой период активного государственного регулирования экономики. Теперь ее развитие должно было стать результатом свободного рыночного «плавания», как это наблюдалось и в развитых странах. Но от последних Латинскую Америку отличали общая экономическая слабо- развитость, тяжелейший груз внешней задолженности, нищенское положение больших групп населения, масса нерешенных социальных проблем. Попытки правительств хоть как-то поправить ситуацию в социальной сфере вели к дополнительным государственным расходам и только усиливали рост цен и инфляцию, достигшую в 1989 г. в среднем по Латинской Америке 1200%. Естественно, что крупный иностранный капитал, на оздоровляющую роль которого и делался расчет, в Латинскую Америку не шел, а сама она никак не могла выбраться из экономических трудностей. За 80-е годы средний ежегодный прирост ВВП составил 1,3% (в развитых странах – 3%, в новых индустриальных странах Азии – 6,6%). А в расчете на душу населения он за эти годы даже сократился на 10%. Латиноамериканцы в целом стали жить еще беднее. 80-е годы получили наименование «потерянного десятилетия». Только в Чили, где реформы проводились ранее, экономика набирала темпы роста и прирост ВВП составил в 1989 г. 8,5%.

С конца 80 – начала 90-х годов правительства латиноамериканских стран, в том числе и крупнейших, решительно взялись за подавление инфляции. На социальные нужды шли уже средства от приватизации. В 1995 г. инфляция составила только 25%. На континент хлынул поток частных капиталов извне. Темпы роста ВВП 1991-1994 гг. превысили 3% в год. Казалось, уже началось развитие экономики на новой, неолиберальной основе, но финансовый кризис в Мексике и Аргентине в конце 1994 г. вновь приостановил рост. Потребовалась реанимация отдельных элементов государственного регулирования. В целом в середине 90-х годов экономическая ситуация характеризовалась неустойчивостью, зависимостью от поведения иностранного капитала. Новые, даже самые современные производства были мало связаны с остальными частями национальных экономик. По-прежнему львиную долю валютной выручки давал экспорт полезных ископаемых и продовольствия. Откладывалось решение социальных проблем.

Огк 11 несиловые огк.



Интересное по истории:

Ликвидация военно-диктаторских режимов и восстановление конституционных норм
Интеграционные процессы
Межамериканский договор о взаимной помощи
Из книги уругвайского писателя Эдуардо Галеаио
Особенности развития страны
Институционно-революционная партия
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества