Архитектура в послевоенные годы

Самым важным и насущным в первое послевоенное десятилетие были осуществление огромных восстановительных работ, развернувшееся в городах. Перед архитектурой стояла задача воссоздания исторического образа стран и формирования архитектурного облика их современной жизни.

В странах социалистических, прежде всего в СССР, возрождение мирной созидательной жизни, всеобщее торжество победы над фашизмом, составили внутреннее содержание архитектуры первого послевоенного десятилетия, определили ее характер и направленность. Она наследует довоенную концепцию эмоционально-приподнятого архитектурного образа, где используются классические формы в сочетании с национальными особенностями республик. Практически все усилия были сосредоточены на создании особо значительных, уникальных произведений. В этом духе возводятся административные и жилые здания. Так, в конце 40 – начале 50-х в Москве возводится серия высотных зданий, которые должны были развить исторически сложившийся силуэт города с характерными для него островерхими башнями, обогатить современную застройку, внести в нее столичную, общегосударственную значительность. По облику этих зданий – внушительных, торжественных – совершенно невозможно разгадать, чем они являются – министерством или жилым домом, гостиницей или университетом. В этих же мерах и формах сооружаются крупные ансамбли административных зданий в центре Софии, Маршалковский жилой район с площадью Конституции в Варшаве, магистраль Карл-Маркс-аллее в Берлине.

В середине 50-х годов остро встала проблема благоустроенного жилья для миллионов трудящихся. Эти жизненные нужды побудили произвести переориентацию всей архитектурно-строительной деятельности. Она нацеливается прежде всего на массовое, ускоренное сооружение крупных жилых массивов на окраинах городов. Масштабы и темпы работ потребовали индустриализации строительного дела, перехода к заводскому изготовлению сборных элементов, из которых здания монтировались на строительных площадках. В практику вводится типовое проектирование, максимально упрощающее процесс строительства. Это привело к появлению безликих стандартных районов, которые получили название "Черемушки" (от района Москвы). Такие потоки никакой архитектуры затопили пригороды многих городов разных стран. Свои "Черемушки" образуются в Париже, Гренаде, итальянских городах и т. д. Начался поиск творческого подхода к проектированию таких зданий на основе вариативного использования типовых элементов. Советская архитектура, отказавшись от украшений зданий в стиле первого послевоенного десятилетия, стала воспринимать рационалистические формы зодчества, развитые на Западе и признанные во всем мире.

Основным архитектурным направлением стал функционализм. Для него характерен принцип, что архитектурную форму должны определять функция, назначение здания. Функционализм дал миру новые типы домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоские покрытия, квартиры со встроенным оборудованием. Планирование осуществлялось с учетом максимальной целесообразности для обеспечения труда и создания бытовых условий. Теоретиками функционализма были

В.Гропиус (Германия), Ш.М.Корбюзье (Франция), X.Мейер (Англия). Это направление становится интернациональным, так как простота линий, рациональность легко приспосабливались к национальным особенностям. Наиболее распространенным типом построек общественного назначения стали такие, художественный образ которых определяют, как "стеклянный параллелепипед" или "стеклянная призма" – сплошь остекленное здание со строго геометрическим металлическим каркасом. Такие здания стали своего рода визитной карточкой мировой архитектуры 50-60-х годов (здание ООН, 400-метровый Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, контора фирмы Тиссен в Дюссельдорфе). Такие типовые здания из металла и стекла первым предложил миру американец Л. Мисван дер Роэ.



Интересное по истории:

Архитектура находит новые решения
Изобразительное искусство: реализм, модернизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство
Неореализм – новое веяние искусства
Абстракционизм стирает шаблоны
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Поп-арт родом из народного творчества
Киноискусство
Французское кино
Содержание
Война в Корее
Американо-советские договора 1972 -1976 гг.
Американо-советские договоренности
Интеграционные процессы в Европе и США
Беларусь
Эстония
Международные отношения второй половины ХХ века
Кубинская революция 1959 г.
Экономические трудности 80-90-х годов
Индустриализация Мексики
Аграрная реформа в Мексике
Режим Х.Д. Перона в Аргентине
Крах военной диктатуры и переход к конституционному строю
Политическая борьба в 1945-1964 гг.
Президентские выборы в Бразилии
Военно-диктаторский режим (1964-1985)
Экономическое развитие
Внешняя политика Бразилии
Взаимодействие и сосуществование массовой и высокой элитарной культур
Деятельность ЮНЕСКО. Культурное сотрудничество – обязательное условие выживания человечества
Архитектура в послевоенные годы
Сюрреализм уводит от реальности в мир фантазии. Пабло Пикассо
Мосфильм против Голивуда
Литература
Рок- и поп-музыка
Комплекс проблем человечества