Внешняя политика правительств ЛДП

Внешнеполитическая линия ЛДП, как и внутриполитическая, была весьма последовательной. Япония была надежным союзником США и не стремилась к самостоятельной политической роли в мировых делах, по меньшей мере до середины 80-х годов. Исключением можно считать робкие попытки правительства Итиро Хатоямы (1954-1956) «восстановить независимость Японии». Но поскольку создать необходимую для этого военную мощь и отменить 9-ю статью конституции в 50-е годы не удалось (из-за протестов внутри и за пределами страны), Япония сохранила свой статус в целом невоенной державы, что давало ей немалую экономическую выгоду.

В январе 1960 г. в Вашингтоне был заключен новый Договор с США о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Он был рассчитан на 10 лет, но в ноябре 1969 г. продлен на неопределенный срок. Этот второй Договор безопасности (после договора 1951 г.) закрепил за США право держать сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы на территории Японии, а также иметь там военные базы, Но в нем уж не было пункта об участии американских войск в подавлении беспорядков в Японии. Япония, в свою очередь, обязывалась крепить военный потенциал для обороны своей территории совместно с США. Это был военно-политический союз с США, который Япония заключила добровольно. Он вызвал массовые протесты по всей стране, кровопролитные столкновения демонстрантов с полицией у стен парламента, всеобщие политические забастовки с требованием его аннулирования.

Позже, в январе 1968 г., правительство Э.Сато под давлением общественного мнения провозгласил политическую доктрину «трех безъядерных принципов»: не производить, не ввозить и не хранить ядерное оружие. Ее придерживались все последующие правительства ЛДП. Они также подчеркивали, что развитие всесторонних отношений с США, включая военные, является «краеугольным камнем японской внешней политики».

Находясь во время «холодной войны» под защитой американской ядер- ной мощи, Япония почти все внешнеполитические усилия сосредоточила на создании благоприятных внешних условий для дальнейшего экономического роста, который должен был, в свою очередь, поднять авторитет и влияние Японии в мире. Такая стратегия получила наименование «экономической дипломатии». Здесь также приоритет отдавался поддержанию тесных и дружественных с США как главным внешнеэкономическим партнером Японии, на которого приходилось около трети ее внешнеторгового оборота, связей

Но уже с начала 60-х годов стали ускоренными темпами развиваться отношения со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, особенно после двухнедельной поездки по странам региона премьер-министра Д.Икэды в ноябре 1961 г. Премьер Э.Сато провел в таких поездках в 1967 г. около месяца. Вначале речь шла о развитии двусторонней торговли, в том числе поставках сырья в Японию. Но постепенно расширялся вывоз в эти страны японских капиталов и технологий. При этом наиболее тесные отношения складывались с конфуцианскими по культуре и проамериканскими по политической ориентации Южной Кореей и Тайванем при почти полном отсутствии связей с Северной Кореей и КНР. Расширялось влияние Японии в странах АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К концу 60-х годов был заложен фундамент регионального сотрудничества под эгидой Японии, который значительно окреп в последующие десятилетия. 18 августа 1977 г премьер-министр Такэо Фукуда, выступив в Маниле, выдвинул такие принципы политики Японии: она не станет военной державой и будет способствовать процветанию и миру в Юго-Восточной Азии; будет устанавливать отношения товарищества, сердечности, взаимного доверия, с позиций «равного партнера» будет содействовать сплочению стран региона и расширению их связей со странами Индокитая.

После принятия Китайской Народной Республики в 1971 г. в состав ООН вместо Тайваня Япония, вслед за США и по согласованию с ними, начала налаживать отношения с КНР. Но она пошла дальше США. В результате визита К.Танаки в Пекин в сентябре 1972 г. она установила дипломатические отношения с КНР и разорвала их с Тайванем, хотя сохранила с ним все другие формы сотрудничества. Начали быстро развиваться экономические связи двух стран, значительно усилившиеся после начала реформ в Китае и заключения в августе 1978 г. Договора о мире и дружбе. К концу 80-х годов объем торговли Китая с Японией был равен его торговле с США, ФРГ, Англией и Францией, вместе взятыми. Японские займы и кредиты ему уже тогда превысили 12 млрд. долл.

С большими трудностями развивались отношения Японии с СССР который так и не заключил с нею мирного договора. Неопределимым препятствием здесь стала проблема «северных территорий», т.е. оккупированных СССР в 1945 г. южных островов Курильской гряды: Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи. В совместной декларации СССР и Японии, подписанной 19 октября 1956 г. в Москве Н.С.Хрущевым и И.Хатоямой, провозглашалось восстановление мира и добрососедства между двумя странами и фиксировалась договоренность продолжать переговоры о заключении мирного договора. После его заключения СССР обещал передать Японии о-ва Шикотан и Хабомаи. Переговоры затянулись. А в январе 1960 г. советское правительство заявило, что в связи с подписанием японо-американского Договора безопасности невозможно выполнение обещания СССР. Тем не менее СССР способствовал принятию Японии в ООН в декабре 1956 г.



Интересное по истории:

Конституция Японии
Победа коммунистов в гражданской войне и провозглашение Китайской Народной Республики
Отношения Китая к Советскому Союзу
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Форсирование построения китайского коммунизма
Провал Большого скачка
Смерть Мао Цзэдуна и борьба за власть
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций