Столкновение цивилизаций

Известный американский политолог Сэмюэл Хантингтон, тщательно проанализировав тенденции в развитии многих регионов мира, писал в своей нашумевшей статье «Столкновение цивилизаций» (1993): «На поверхностном уровне многое из западной культуры действительно пропитало остальной мир. Но на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию против империализма прав человека и способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры. Об этом, в частности, свидетельствует поддержка религиозного фундаментализма молодежью незападных стран... Современная демократическая форма правления исторически сложилась на Западе. Если она и утвердилась кое-где в незападных странах, то лишь как следствие западного колониализма или нажима.»

Таким образом, в развивающихся странах Азии и Африки создавались такие политические режимы, такие формы социальной и экономической организации общества, которые были ближе им цивилизационно, имели под собой определенный, веками и тысячелетиями сформированный религиозно-цивилизационный фундамент (см. Приложение к данному уроку). В конфуцианской (китайской и японской), индо-буддийской, исламской цивилизациях, в африканских обществах традиционно распорядителем и собственником всего и вся выступала власть. Население было объединено в тесные общины, кланы, группы, где индивидуальность подавлялась. Жизнь людей регламентировалась многочисленными правилами и нормами.

И вот теперь эти общества должны были для развития, для удовлетворения растущих потребностей при быстро увеличивающемся населении избрать какую-то модель развития, модель модернизации (осовременивания, приспособления к современным формам жизнедеятельности). Долгое время в XX в. многим, особенно в исламском мире и в Африке, казалась жизнеспособной и привлекательной советская модель, как цивилизационно наиболее близкая им: И ей легко подражали. Либо непосредственно – через провозглашение марксизма-ленинизма идеологией режимов (Афганистан, Южный Йемен, Эфиопия, Танзания, Ангола, Мозамбик и др.). Либо опосредованно – через выдвижение различных концепций социализма – индонезийского, буддийского, индийского, исламского, арабского, алжирского, десгуровского, африканского и т. п. В этом случае речь скорее шла о придании современного (модернизированного) вида традиционным формам организации общества (всесильное государство, общинное равенство и т. д.)

Вместе с тем большинство стран Азии и Африки в силу разных причин взяло за образец западную (капиталистическую) модель экономического развития, предполагающую достаточно широкий простор для частного предпринимательства. Но и здесь сказалась цивилизационная специфика. Она проявилась в очень крупном государственном секторе в промышленности, в активном государственном вмешательстве в экономику, в сохранении специфических, традиционных отношений между капиталистами и наемными работниками, между членами трудовых коллективов, мало напоминающие капиталистические отношения купли-продажи рабочей силы. Особенно ярко это проявляется в Японии и странах китайского ареала. Государственный патернализм очень развит в буддийских странах.

В Индии большое влияние и на экономику, и на всю общественную жизнь оказывает кастовая система с ее специфическим, кастовым, распределением профессиональных обязанностей. Индия (Самая большая демократия в мире) не может не быть демократической страной, поскольку только демократия может создать равновесие в обществе, разделенном по кастовым, религиозным и этническим принципами.

Исламские общества, наоборот, тяготеют к сильной централизованной государственной власти, часто персонифицированной в отдельных лидерах. Не случайно почти во всех мусульманских странах, даже в тех, где функционируют институты демократии, государства десятилетиями возглавляют одни и те же лица. Исключения составляют Пакистан и Турция, но там самостоятельным гарантом стабильности в обществе постоянно выступает армия – наиболее влиятельный государственный институт.

Черной Африке, не имеющей прочного цивилизационного фундамента, очень трудно приспособиться к западной модели развития. И рыночные отношения, и демократия, и даже диктатуры постоянно ослабляются трибализмом, семейно-клановыми и земляческими отношениями.



Интересное по истории:

Религиозно-цивилизационный фундамент как фактор выбора.
Сравнительное сопоставление основных параметров
Навязывание сталинский модели социализма с помощью коммунистических партий Восточной Европы
Основные направления «установления тоталитарных коммунистических режимов»
Социалистические режимы Восточной Европы
Создание Организации Варшавского Договора
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Предпосылки и причины демократических анти-тоталитарных революций, их характер, общие черты особенности
Крах тоталитаризма в Польше, Венгрии и Германии
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций