Победа коммунистов в гражданской войне и провозглашение Китайской Народной Республики

Китай отличается от других стран не только тем, что это крупнейшая по численности населения страна в мире (ок. 1,3 млрд. жителей – 1/5 населения земли). В послевоенное время Китай совершил два крупных поворота в своей истории. Почти 30 лет в нем создавалось социалистическое общество сталинского типа – и довольно успешно. Теперь уже около двух десятилетий формируется динамичная экономика капиталистического образца. И то и другое осуществлялось под руководством одной и той же партии – Коммунистической партии Китая (КПК). И в том и в другом случае Китай был неповторим и равен только себе.

В результате революции 1911 г. и расширения влияния Гоминьдана на политическую жизнь страны в Китае получили развитие отдельные элементы капитализма. Но не в форме индивидуального капиталистического предпринимательства, произраставшего снизу, что невозможно было в массовых масштабах и из-за демографической тесноты, и из-за конфуцианской этики, отрицавшей обогащение как самоцель. А в форме капиталистической приватизации государства, его функций и собственности отдельными группами чиновников и компрадорской буржуазии. В среде этого бюрократического капитала наибольшим влиянием пользовались знаменитые четыре семейства, включая клан руководителя Гоминьдана и Президента Китая с 1928 г. Чан Кайши. Контролируя одновременно политическую власть и финансовую систему страны, они способствовали развитию государственной, а иногда и частной промышленности, прежде всего военной. Но делали это для увеличения собственного богатства. А денежные средства для этих и других государственных нужд (читай: и для увеличения собственных доходов) черпали из дальнейшего усиления налогового пресса на все общество, на преобладавшие в нем беднейшие слои крестьянства. Нередкими были и принудительные государственные займы. Не упускали возможности погреть руки» на этой коллективной эксплуатации населения местные правители, гражданские и военные, многочисленные государственные и партийные чиновники. Вся система власти была поражена коррупцией на фоне прогрессировавшего обнищания многих слоев населения. В предыдущей истории Китая такая ситуация обычно вела к распаду государства, войнам, голоду и эпидемиям.

Альтернативную модель модернизации выдвигала Компартия. Эта модель была испытана в СССР и предполагала, в конечном счете, ликвидацию частной собственности, сосредоточение основных средств производства в руках государства и государственное же «насаждение» современной промышленности, в том числе и для решения острых социальных проблем. Идеология ее и словесное оформление были разработаны марксизмом, большевизмом и Коминтерном и больше отвечали европейской культуре и ее терминологии, чем традиционной китайской. Это вызывало трудности в их распространении в Китае. Зато в главном, в сути своей, указанная модель соответствовала глубоко проникшим в сознание китайцев конфуцианским представлениям о всесильном государстве и необходимости подчинения ему, о справедливых, заботливых и достойных почтения чиновниках, о ценности коллективного действия и ответственности. Поэтому в целом она была приемлема для китайского общества и его менталитета, т.е. привычек, сознания, привычного образа мыслей.

Компартия Китая не могла быть партией рабочего класса, так как его в Китае практически не было (0,5% населения были наемными рабочими в промышленности). Хотя состояла она в основном из крестьян, не могла она быть и партией крестьян, так как крестьянство в Китае не выдвигало никаких революционных требований и не предпринимало самостоятельных революционных действий. Это была альтернативная Гоминьдану партия государственной власти, предлагавшая более эффективную и более отвечавшую традиционным идеалам модель правления обществом. Численность своих армий она, как и Гоминьдан, пополняла путем принудительной мобилизации всегда покорного власти и военной силе населения. Но в подконтрольных ей районах она устанавливала более справедливую и эффективную, чем Гоминьдан, систему управления, чем и завоевывала симпатии и доверие местного населения. Ее активисты и администраторы часто были по-военному организованы и мало коррумпированы, поскольку воспитывались в духе коммунистического не стяжательства. Налоговое бремя на крестьян обычно снижалось, а собственность помещиков экспроприировалась с участием местной бедноты. Актив, как и в СССР, часто формировался из люмпенов и наиболее обездоленных крестьян и батраков и был по-настоящему предан партии и партийным начальникам, возвысившим его до «власти».



Интересное по истории:

Отношения Китая к Советскому Союзу
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Форсирование построения китайского коммунизма
Провал Большого скачка
Смерть Мао Цзэдуна и борьба за власть
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Внешняя политика Китая
Китай в окружении «врагов»
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций