Образование государства Израиль

Образование в 1948 г. еврейского государства в Палестине завязало узел международных и межцивилизационных противоречий, не разрешенных и сегодня, хотя в последние годы заметно ослабленных. В арсенале мирового сообщества не нашлось надежных правовых средств, чтобы урегулировать уникальную историческую (этнополитическую) ситуацию, связанную во многом с неповторимостью судьбы самого еврейского народа. Некогда лишенный государственности в Палестине, распылившийся по всему миру, но сохранивший приверженность этнической религии – иудаизму, за что нередко подвергался дискриминации в инорелигиозных обществах, он в XIX-XX вв. все больше осознавал свою общность.

Возникшая в 1897 г. еврейская Всемирная сионистская организация (ВСО) выдвинула идею «возвращения» евреев в Палестину (к священной горе Сиону) и «восстановления» там еврейского государства. Апеллировавшая Киудаизму с его концепцией богоизбранности еврейского народа и богосозданности еврейской государственности, эта идея находила известный отклик в экономически влиятельных еврейских общинах в разных странах, особенно в западных. При содействии Великобритании, имевшей мандат на Палестину, с 20-х годов происходило переселение туда многих евреев. Сионистская идея стала главным средством формирования национального самосознания евреев, проживавших в разных регионах мира.

Но вся сложность (и острота) проблемы заключалась в том, что и приверженцами ислама Палестина рассматривалась как «священная земля», один из центров исламской цивилизации, возникшей в VII в. н.э., когда от древнееврейских государств не осталось и следов. А если учесть исламские идеи богоизбранности мусульман, неприкосновенности «земли ислама», то станет понятным, почему противодействие еврейской государственности стало важнейшим средством формирования общемусульманского и, прежде всего, общеарабского единства, общеарабской национальной идеи. На этой почве усиливались панисламизм и исламский фундаментализм. В 1945 г. возникла и межправительственная организация – Лига арабских государств (ЛАГ).

Между тем гитлеровский геноцид в отношении евреев (было уничтожено 6 из 14 млн. всех евреев в мире) делал после второй мировой войны создание своего государственного прибежища для этого народа настоятельно необходимым. Англия оказалась бессильной разрешить проблему арабо-еврейского противостояния путем создания в Палестине либо единого государства, либо двух, как это удалось ей в Индии, где существовали мусульманско-индусские противоречия. Она передала вопрос на рассмотрение ООН.

Но и Генеральная Ассамблея ООН не смогла решить проблему комплексно и руководствовалась только формальным признаком количественного состава арабского и еврейского населения в Палестине. 29 ноября 1947 г. она приняла резолюцию №181, согласно которой 14 мая 1948 г. прекращался английский мандат на Палестину и там создавались два государства – еврейское и арабское – с выделением г. Иерусалима (святыни и мусульман, и иудеев) в самостоятельную административную единицу; Еврейскому государству отводилась территория в 14,1 тыс. кв. км. с населением 498 тыс. евреев и 407 тыс. арабов, арабскому – 11,1 тыс. кв. км. с населением 725 тыс. арабов и 10 тыс. евреев. Резолюция была принята большинством голосов (включая СССР). Все арабские страны проголосовали против.

Резолюция № 181 не могла устроить арабов, среди которых впоследствии еще долгие годы была популярной идея «сбросить евреев в море», т.е. удалить их государство из Палестины. Не отвечала она и планам сионистских организаций, симулировавших новые волны переселения евреев в регион и претендовавших на новые территории для их размещения. Один из сионистских лидеров М.Беган заявил: «Именно еврейское оружие определит границы еврейского государства». Экстремистские еврейские и арабские организации часто прибегали к террору в отношении мирных жителей другой национальности и до и после 14 мая 1948 г., стремясь изгнать их из мест проживания. Мир на Ближнем Востоке был нереальным.



Интересное по истории:

Возникновение и углубление ближневосточного кризиса
Ближневосточное урегулирование. Специфика Израиля
Снижение противостояния
Экономические предпосылки Израиля
Роль Египта в регионе. Свержение монархии
Египет под руководством Насера
Сирия и Иордания
Ливан и страны Аравийского полуострова
Особенности послевоенного развития Турции
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций