Из рецензии А.А.Куценкова на книгу Е.С. Юрловой «Неприкасаемые в Индии»

В силу каких-то загадочных причин наши индологи упорно избегают этой темы... А между тем, это одна из наиболее актуальных проблем в сегодняшней Индии. Неприкасаемость не без основания называют проклятием этой большой азиатской страны.

По осторожным подсчетам, доля «неприкасаемого» населения составляет 16%, что соответствует примерно 128-130 млн. человек. В стране, где бедность – массовое явление, подавляющее большинство этих людей относятся к числу наибеднейших. Выходцы из низших каст подвергаются дискриминации и унижениям. Неприкасаемость – постоянный источник напряженности и конфликтов, отрицательно сказывающийся на моральном здоровье общества.

Нельзя сказать, чтобы демократическая общественность, индийское государство были безразличны к этой проблеме. Напротив, многие замечательные умы, выдающиеся государственные и общественные деятели посвятили немало сил искоренению неприкасаемости. В независимой Индии права граждан из низших каст находятся под охраной государства. Дискриминация людей на кастовой основе запрещена законом и рассматривается как уголовное преступление. Проводится обширная система мероприятий по оказанию помощи «неприкасаемым», «хариджанам», или «зарегистрированным» кастам – по официальной терминологии. В парламенте страны, а также в законодательных ассамблеях штатов, на государственной службе за ними закреплен определенный процент мест. Общественные и благотворительные организации проводят разъяснительную работу среди населения. Эти усилия, конечно, дают свои результаты. Однако они еще весьма скромны. Сказывается тысячелетняя инерция мышления, традиции, предрассудки. Но дело не только в пережитках прошлого. Ход экономического и социально-политического развития Индии создает базу для воспроизводства дискриминации на кастовой основе. В результате водораздел между «чистыми» и «нечистыми» в современном индийском обществе становится все более реальным, обостряются противоречия на кастовой основе, учащаются случаи столкновений, растет число человеческих жертв.

Источник: Народы Азии и Африки. 1990. №3.



Интересное по истории:

Из статьи Раджмохана Ганди «Южная Азия, Средняя Азия и Россия: исламский фактор»
Августовские революции 1945 г. в Индокитае и Индонезии
Революция в Индонезии
Вооруженное сопротивление народов Юго-Восточной Азии попыткам восстановить колониальные порядки
Становление Индонезии как государства
Французский союз
Женевское совещание 1954 г.
Американо-вьетнамская война
«Красные кхмеры» и их модель коммунизма
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций