Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы

Уже в 70 – 80-е гг. в условиях мирных экономических структурных кризисов и начавшейся новой фазы НТР четко проявилась отсталость избранной в Восточной Европе модели индустриализации эпохи «угля и стали». Создаваемая здесь модель экстенсивного производства, требующая все большего вовлечения материальных, энергетических и трудовых затрат, уже исчерпала себя и на Востоке, и на Западе Европы. Новый виток НТР с ее изобретением мини-процессоров, компьютеров, управляющих систем, предлагал и создавал основы новой материально-технической базы производства и иной, интенсивный, путь экономического развития, позволяющий даже малым странам найти свое место в мировом производстве. В целом, страны Восточной Европы оказались невосприимчивы к новым экономическим требованиям т-2 ориентации на устаревшие модели развития и консервативности кс хладно- административной распределительной системы. Это привело к прогрессирующему кризису системы социалистического лагеря в целом и модели тоталитарного социализма в отдельных странах. Проявлением этого были: волнения и забастовки в Польше в 1953 г., восстание в ГДР в июне 1953 г., венгерские «события» осени 1956 г., «пражская весна» 1968 г., зарождение диссидентского движения, перманентная эмиграция и т.д. Все это достаточное свидетельство насильственного насаждения социалистических идеалов з Восточной Европе.

Новый этап НТР в 80-е гг. требовал завершения структурной перестройки экономики. Ни СССР, ни другие страны социалистической ориентации не смогли совершать этого. Маломощная инвестиционная политика не давала возможности ликвидировать глубокие диспропорции в экономике, провести необходимые структурные изменения. Огромное число незавершенных новостроек в СССР, Румынии, Болгарии, Чехословакии и других странах сдерживало попытки модернизации, мешало проведению технической реконструкции.

Трудности экономического развития обусловили снижение жизненного уровня и привели к серьезным осложнениям в социальной сфере. Сдержать этот процесс за счет получения внешних кредитов и снижения доли фонда накопления в национальном доходе, как это пыталось сделать руководство Польши, Венгрии и Румынии, не удалось. В 80-х гг. жизненный уровень населения в большинстве социалистических стран еще более понизился. Только в Чехословакии и ГДР его еще удавалось удерживать от резкого падения.

Социально-политическая обстановка во всех социалистических странах все более обострялась. Учащались забастовки, митинги, массовые Демонстрации, в ходе которых выражался протест против ухудшения жизненных условий трудящихся, против административной системы управления. В обществе стали проявляться идейная дезориентация, неверия в провозглашенные, но не реализованные ценности, в способность социализма к обновлению. Все более настойчиво выдвигались требования экономических и политических реформ. Явно сокращалось доверие к правящим коммунистическим и рабочим партиям.

Движение за реформы в большинстве стран Центральной и Юго- Восточной Европы значительно усилилось во второй половине 80-х гг. под влиянием перестройки в Советском Союзе, радикально изменившей политический курс СССР. Однако начавшееся в СССР «обновление социализма» после длительного периода застоя проходило медленно, с большим трудом, и это не могло не оказывать негативного влияния на ход реформ и в других странах.

Наряду с экономическими реформами в ряде стран (Польша, Венгрия, Югославия) предпринимались попытки преобразований политической системы, формирования правового гражданского общества. Намечалось разграничение компетенции партийных и государственных органов, укрепление самостоятельности ответственности народных советов, повышение роли парламентов, установление независимости судебных органов, совершенствование избирательной системы. Но все эти тенденции встречали отчаянное сопротивление бюрократических консервативных сил, а в ряде стран (Румыния, ГДР, Албания, КНДР) они полностью блокировались тоталитарными кланово-семейными режимами.

Кризисная ситуация все больше охватывала и сферу сотрудничества в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Централизованные административные решения не обеспечивали эффективность экономического сотрудничества, мешали рационализации народнохозяйственных структур, интенсификации производства. Полностью исчерпала себя старая модель хозяйственных взаимосвязей, основанная на вывозе топлива и сырья из Советского Союза и поставках в СССР продукции обрабатывающей промышленности из других стран СЭВ. Резко сокращались и объемы взаимной торговли. Неудовлетворенность деятельностью СЭВ проявлялась буквально на каждой его сессии,

На рабочей встрече руководителей правящих партий стран СЭВ в Москве в ноябре 1986 г. была признана несостоятельность самой командно- административной модели социализма, которая предопределяла и неэффективность интеграционного механизма. В то время как западноевропейская интеграция вплотную подошла к созданию общеевропейского объединенного рынка и формированию на его основе надгосударственных политических институтов, в рамках СЭВ происходила консервация разобщенности отдельных стран, так и не были созданы экономические, политические, правовые, организационные условия для развития объединенного рынка.

Кризис охватил и сферу политических отношений. Обострились конфликтные ситуации в отношениях между Венгрией и Румынией из-за дискриминационного положения этнических венгров в румынской Трансильвании, между Югославией и Болгарией из-за «македонской проблемы», между Югославией и Албанией из-за этнических албанцев, проживающих в югославском крае Косово. Нередко осложнялись отношения и между Венгрией и Чехословакией, Венгрией и ГДР, Польшей и ГДР. После крупного вооруженного конфликта конца 70-х гг. весьма напряженными продолжали оставаться отношения между Китаем и Вьетнамом. Очень медленно шел и процесс нормализации отношений между Китаем и СССР после продолжительного периода обостренных конфликтов. Только в конце 80-х гг. советско-китайские отношения вступили в полосу налаживания сотрудничества и установления нормальных добрососедских отношений.



Интересное по истории:

Предпосылки и причины демократических анти-тоталитарных революций, их характер, общие черты особенности
Крах тоталитаризма в Польше, Венгрии и Германии
Болгария и Румыния сбрасывают коммунистические режимы
Демократические революции Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
Деятельность УПА на востоке Польши, выселение украинского населения с родных мест
Политический кризис 1956 г.
Кровавые события 1970 г.
Социально-политический кризис 1980 г. и его последствия
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций