Курс Джавахарлала Неру

В конце 1951 – начале 1952 гг. в Индии состоялись первые выборы в центральный парламент и законодательные собрания штатов. Индийский национальный конгресс одержал на них триумфальную победу, получив 74% мест в парламенте и около 66% мест в местных законодательных собраниях. ИНК побеждал с тех пор на всех парламентских выборах до конца 80-х годов, за исключением выборов 1977 г. Он был по сути монопольно правящей партией. Пользуясь доверием большинства индийцев, он взял на себя всю полноту ответственности за судьбу огромного, но молодого еще государства. В этой своей роли ИНК должен был, во-первых, вбирать в себя надежды и чаяния очень пестрого по своему составу индийского общества, а во-вторых, вырабатывать и реализовывать долговременный стратегический курс по превращению Индии в современное демократическое государство.

В том, что ИНК это во многом удалось – величайшая заслуга его лидера и бессменного главы правительства в течение 17 лет Джавахарлала Неру. Неру никогда не был приверженцем европейского капитализма, который он осуждал, считал опасным, разрушительным для индийского общества. Его идеалом был демократический социализм. В 1955 г. ИНК по его предложению выдвинул в качестве своей программной цели построение в Индии «общества социалистического образца». В представлении Неру это должно было быть общество с ведущей ролью государственного сектора в экономике, заботящееся о слабых своих согражданах и гармонично сочетающее индивидуальные и групповые интересы. Это была утопическая идея. Но именно следование ей позволило ИНК обеспечить поступательное развитие и постепенную модернизацию Индии, избегая резких поворотов, потрясений и острых социальных конфликтов. Позитивную роль сыграла практика позаимствованных у СССР пятилетних планов. Но в Индии они не имели директивного характера. Споре просто делали экономическую политику правительства понятной для всех и предсказуемой. Реализация таких планов началась в 1951 г. и продолжается сегодня.

В экономической области главные усилия правительства Неру были сконцентрированы на ускоренном развитии госсектора в промышленности. Оно осуществлялось путем строительства государством предприятий в металлургии, машиностроении, электроэнергетике, угольной и нефтяной промышленности и др. В рад отраслей частный капитал вообще не допускался. Определенная помощь была предоставлена Советским Союзом. К 1971 г. доля госсектора в основной массе промышленного капитала страны составила 44%. Одновременно государство, опираясь на собственную промышленную мощь, оказывало широкую поддержку мелкому и среднему капиталу. Оно тесно сотрудничало и с крупным капиталом, но ограничивало развитие монополий, установив контроль над ценами, валютно-импортными операциями, деятельностью акционерных компаний. В течение первых трех пятилеток среднегодовой прирост промышленного производства составлял 4% и был ниже, чем во многих других развивающихся странах.

В начале 50-х годов правительство ИНК решительно взялось за осуществление аграрной реформы. Были ограничены пределы помещичьих земельных владений и земля путем выкупа передавалась трудившимся на ней арендаторам из более низких каст, благодаря чему они повысили свой имущественный и социальный статус. 3/4 всех арендаторов стали мелкими землевладельцами. Возросло сельскохозяйственное производство. Правительство поощряло создание кооперативов. Практически не получила ничего от реформы лишь наиболее многочисленная группа сельских жителей – «неприкасаемые» или, как их официально называли, хариджаны (божьи дети). В силу устоявшихся традиций им не передавали землю, не разрешали пользоваться колодцами.

Неприкасаемость, как и вообще кастовость общества, являлась серьезным испытанием для молодой индийской демократии. Многие касты как-то находили свою «нишу» в обновлявшемся индийском обществе. Высшие касты заняли в нем доминирующее положение. В 1954 г. Неру признавал: «...факт остается фактом, что полдюжины или, может быть, десяток так называемых высших каст господствует на индийской сцене» К высшим кастам принадлежало и большинство политиков, лидеров партий – левых, правых, ИНК. Сам Неру был выходцем из касты брахманов. Но для хариджанов путь ко всем «чистым» профессиям был закрыт.

Без поддержки государства они были не в состоянии что-либо изменить в собственном положении. Конституция (статья 46) установила гарантии для обеспечения прав хариджанов. В соответствии с ними хариджанам отдельно резервировались места в парламенте, законодательных собраниях штатов, на государственной службе, в учебных заведениях, на государственных предприятиях. Эти льготы касались только индусов и не распространялись на «неприкасаемых», перешедших в другую религиозную веру (ислам, буддизм, христианство). Отдельные группы хариджанов стали подниматься вверх по социальной лестнице, хотя их новые коллеги по службе из числа высококастовых не скрывали своего презрения к ним. Но в любом случае политика ИНК в данном вопросе пробила определенную брешь в устоявшейся кастовой системе, нарушила ее целостность. Был сделан первый шаг к фактическому равноправию индийцев.

Правительство Неру столкнулось и с рядом проблем, связанных с многонациональным составом населения. Административно-территориальное деление страны, зафиксированное в конституции 1950 г., воспроизводило схему еще колониальных времен. В результате ряд крупных национальностей оказался поделенным между несколькими штатами. Сохранялись княжества с особым статусом. Под давлением населения правительство приступило в 1953 г. к реорганизации штатов на национальной и языковой основе. Одновременно ликвидировались княжества. В 1960 г. процесс реорганизации был завершен. После присоединения в 1961 г. удерживавшихся португальскими колонизаторами территорий Гоа, Диу и Дамана закончилось формирование административно-территориальной структуры Индии. Сегодня она включает 25 штатов и 6 союзных территорий.

Однако в установлении новых границ штатов национально-этнические проблемы были только ослаблены. В 1965 г. ситуация обострилась из-за предусмотренного конституцией на этот год провозглашения государственным языком страны хинди вместо английского. Этому воспротивились южные штаты, для которых распространенный на севере страны хинди является чуждым. Начались демонстрации и погромы. Окончательное решение о языке так и не было принято. Сейчас в Индии два государственных языка – хинди и английский, хотя последним владеют только 3% индийцев.



Интересное по истории:

Политика ИНК в 60 – 80 е годы
Общественное недовольство новым правительством
Проблема сепаратизма в Индии
Правительство Раджива Ганди
Современное положение Индии
Внешняя политика
Отношения Индии с СССР и Китаем
Акт о независимости Индии
Из книги Л.Р.Полонской и А.Х.Вафы
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций