Кастовый строй как специфика Индии

Индия представляет собой уникальную цивилизацию. Практически все свои 3,5 тысячи лет существования ее отличала особая кастовая система устройства общества. И в современной Индии насчитывается более 3 тыс. каст. Подавляющее большинство из почти 900 млн. жителей страны считают себя принадлежащими к той или иной касте, что серьезно влияет на их поведение, на жизнь всего общества.

С древних времен каста представляла собой замкнутую социальную группу (социальный слой) с обязательностью заключения браков только внутри ее и с обязательностью для нее только строго определенного профессионального занятия (каста ткачей, каста кузнецов, каста воинов и т. п.). Для каждого княжества был характерен свой набор каст. Существовала строгая иерархия каст по степени «чистоты» профессий и их носителей. На вершине этой лестницы находились брахманы – люди умственных занятий, служители культа и хранители духовных ценностей. Ниже находились касты кшатриев – воинов, правителей, чиновников. Еще ниже – касты торговцев, земледельцев, ремесленников. Вне кастовой системы пребывали всеми презираемые группы «неприкасаемых», уделом которых были самые «грязные» занятия, например, уборка мусора. Такая система во многом сохранилась до сегодняшнего дня. «Неприкасаемых» насчитывается около 120 млн. чел.

Кастовое устройство общества, включая кастовые монополии на профессии, было освящено и закреплено религией-индуизмом. Уделом индуса (т. е. приверженца индуизма) является терпеливое и точное выполнение кастовых обязанностей, в т. ч. профессиональных, что вознаградиться его рождением в будущей жизни уже в более высокой касте. Кастовый строй, при котором человек обычно не претендует на большее по сравнению с тем, что уже предопределено ему судьбой, рождением в той или иной касте, придавал (и придает) индийскому обществу большую внутреннюю устойчивость. В то же время он не закрывает для каст пути усовершенствования своей профессиональной деятельности. Это позволило некоторым из них успешно приспособиться к «правилам игры», навязанными английскими колонизаторами.

Англичане довольно легко покорили Индию, не имевшую такого мощного единого государства, как Китай. В XIX в. они приступили к экономической и политической модернизации индийского общества с целью интегрировать его в британскую империю. Представители высоких и высших каст получили образование в университетах Англии или в английских колледжах в Индии. Формировалась новая индийская элита. Но и в ней в большинстве случаев сохранялось «старое» распределение обязанностей. Представители брахманов пополняли ряды индийской интеллигенции, которой и сегодня славится Индия. Особенно сильны в ней школы обществоведов, социологов. Преимущественно из числа кшатриев и брахманов формировалось чиновничество, участвовавшее в управлении колонией в рамках созданной англичанами Индийской гражданской службы (ИГС). Выходцы из некоторых торговых и ремесленнических каст становились индийской буржуазией. Из других, более низких, каст создавался рабочий класс. В деревне же кастовая система сохранялась в традиционных формах.

Распространявшиеся колонизаторами капиталистический тип хозяйствования, капиталистическая промышленность, транспортная система и т. д. создавали особый, нетрадиционный, надкастовый сектор жизни общества. В его рамках происходило тесное общение людей, ослабевали кастовые перегородки и регулятивное воздействие индуизма. Благодаря этому обеспечивалось экономическое развитие Индии, формировалась общеиндийская система управления, росла уверенность индийской элиты в способности страны жить и развиваться самостоятельно, без английского контроля. Национально-освободительное движение в лице Индийского национального конгресса (ИНК), созданного в 1885 г., в качестве образца для будущего общественного устройства в независимой Индии изначально избрало западную демократию. Ее необходимо было приспособить к сложным индийским условиям – многонациональности, многокастовости. Однако ее непременным условием, по мнению лидеров ИНК, должен был стать светский нерелигиозный, надрелигиозный характер государственной власти.

Однако поднять народы Индии на борьбу за национальное освобождение без обращения к их религиозным чувствам и традиционным ценностям оказалось нелегко. К тому же многие активисты национально-освободительного движения для удовлетворения собственных претензий на лидерство в массах стали «оживлять» их с помощью религиозных, этнона- циональных, кастовых и пр. лозунгов и призывов. Первоначально направленные против господства англичан, они со временем приобретали звучание, враждебное по отношению к приверженцам других религий среди индийцев. Ведь в 1941 г. в Индии индусы составляли около 70% населения, мусульмане – около 25%, сикхи – 1,5%, христиане – 1,2%. Усиливалась вражда между индусами и мусульманами, иногда провоцировавшаяся действиями колонизаторов. Национально-освободительное движение было расколотым. Самостоятельно действовали ИНК и Мусульманская лига.

Лидеры ИНК Махатма Ганди (1869 – 1948) и Джавахарлал Неру (1889 – 1964) были убежденными противниками насилия в освободительной борьбе, считая, что оно может разрушить и освободительное движение и само многосложное индийское общество. Они апеллировали к индуистской концепции единства всего живого на Земле и ненанесения вреда любому живому существу. Свои призывы к ненасильственной борьбе они, в первую очередь Дж. Неру, совмещали с широкой пропагандой преодоления кастовости и ликвидации института «неприкасаемости». Им удавалось организовывать массовые кампании неповиновения и «давления» на колонизаторов. Но не удалось предотвратить акты физического насилия на религиозной почве.

Насилие провоцировали и прибегавшие к силе оружия колониальные власти.



Интересное по истории:

Обретение Индией независимости. Конституция 1950 г.
Курс Джавахарлала Неру
Политика ИНК в 60 – 80 е годы
Общественное недовольство новым правительством
Проблема сепаратизма в Индии
Правительство Раджива Ганди
Современное положение Индии
Внешняя политика
Отношения Индии с СССР и Китаем
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций