Японское «экономическое чудо»

Обретение Японией статуса независимого государства, установление национального суверенитета над внутренней и внешней политикой при тесных союзнических отношениях с США создавали дополнительные благоприятные условия для экономического роста. Уже к 1952 г. благодаря американским специальным заказам, связанным с ведением войны в Корее, был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а сельскохозяйственного – даже превзойден. С 1952 г в Японии начался длительный и бурный рост национальной экономики, в первую очередь промышленности, до неузнаваемости преобразивший страну и получивший наименование экономического чуда».

В 1951-1970 гг среднегодовые темпы прироста промышленного производства составили 15,2% (для сравнения: в ФРГ и Италии – 7,4%, Франции – 6,2, США – 4,0). Были созданы самые современные производства в черной и цветной металлургии, автомобиле-, судо-, приборостроении, химии, электроэнергетике. Япония стала законодателем мод в электронике и радиотехнике, наладив серийное производство транзисторных приемников, аудиостереосистем, видеокамер и видеомагнитофонов, цветных телевизоров и т.п. Ее удельный вес в экономике стран капиталистического мира возрос с 1,7% в 1950 г. до 10,1% в 1970 г Ежегодные темпы роста валового внутреннего продукта (ВНП) составляли 11%, что в 2-3 раза превышало темпы роста в странах Запада. В 60-е годы она по этому показателю последовательно обогнала Италию, Францию, Англию, ФРГ и в 1968 г вышла на второе место после США. Ее промышленные инвестиции росли в 2,6 раза быстрее, чем в западноевропейских странах и в 4 раза быстрее, чем в США. При этом она практически обходилась без крупных иностранных капиталовложений.

Почему «экономическое чудо» стало возможным, притом в восточной стране? Этот вопрос требует особого рассмотрения.

Главный его «виновник» – японский народ, традиционные идеалы и устремления которого были обстоятельствами и умелой политикой властей направлены в русло эффективного экономического созидания. Если для необычного экономического рывка страны требовались согласие различных социальных групп, единство воли и действий миллионов людей, их дисциплинированность и большое трудолюбие, то они присутствовали в японской культуре и были сформированы предшествовавшими веками развития Японской цивилизации. Эти качества были упорядочены и закреплены в сознании и поведении японцев благодаря национальной религии – синтоизму, пришедшей из Китая конфуцианской этике и японской разновидности буддизма.

Синтоизм формировал представления и ощущения духовного, по сути семейного, родства крестьянской общины и любого другого долговременного объединения японцев, а одновременно – и всей японской нации, отличной от других народов. Он воспитывал у крестьян и сверхответственное отношение к труду, обычно рассматривавшемуся как общение с божествами, якобы жившими в земле, в суровой для земледельцев природе японских островов. Конфуцианская традиция закрепляла в психологии японцев трепетное чувство личного долга перед группой («семьей»), к которой он принадлежал, почитание старших в ней, стремление быть покровительствуемым ими. Одновременно она требовала от старшего руководителя «отцовского», патерналистского, заботливого отношения к младшим, подчиненным. Наконец, японский буддизм (дзэн-буддизм), укрепляя дисциплинированность и самообладание, вырабатывал у японцев и такие черты, как скромность в личных притязаниях, особенно материальных, бережливость, отношение к трудовой и производственной деятельности как к искусству.

Сами по себе эти качества не могли произвести «революцию» в развитии Японии. Однако максимальный их учет и использование правящей элитой, образованной по-европейски, но также унаследовавшей многие традиции прошлого, позволил ей мобилизовать все общество на решение главной задачи – экономического развития. Причем, господствующие слои не могли в послевоенных условиях действовать путем прямого дик тата. Необходимость для отпрысков даже богатейших родов начинать свою карьеру и путь к богатству снизу (из-за налога на наследство), практические трудности с увольнением рабочих (из-за широких прав профсоюзов) вынуждали буржуазию искать компромиссы с обществом, пытаться «возглавить» его повсеместно, «слиться» с ним, обратившись к его многовековым традициям, частично уже испробованным в конце XIX – начале XX в. в императорской Японии.

Так возникли три взаимосвязанных принципа организации труда, мало общего имевшие с капитализмом, с его индивидуальной куплей-продажей рабочей силы. Впоследствии японцы назвали их «тремя божественными дарами». Прежде всего, получил широкое распространение пожизненный наем, когда работник, чаще после окончания школы или университета, поступал на работу в фирму «пожизненно», т.е. до достижения пенсионного возраста. Он вступал как бы в «семью» со всеми традиционными обязанностями перед ней включая максимальное творческое и трудовое содействие ее процветанию и успеху в конкурентной борьбе с другими фирмами («семьями»). Самообразование, освоение новых профессий, рационализаторские инициативы, обеспечение высокого качества продукции становились и долгом, и, нередко, внутренними потребностями работника.



Интересное по истории:

Традиции на службе экономики
Экономическое развитие в 70-90-е годы
Внутренняя политика правительств ЛДП
План преобразования Японских островов
Внешняя политика правительств ЛДП
Конституция Японии
Победа коммунистов в гражданской войне и провозглашение Китайской Народной Республики
Отношения Китая к Советскому Союзу
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций