Исламская революция в Иране

Шахские реформы перевернули в иранском обществе все вверх дном, нарушили прежний, освященный религией, образ жизни подавляющего большинства населения, традиционные связи между людьми. Они возвышали младших, но образованных, над старшими, но не образованными. Они уравнивали во многом женщину с мужчиной, а иногда позволяли ей и возвыситься над ним (например, благодаря тому же образованию). Они приносили индивидуализм и эгоизм в поведении людей, разобщенность между людьми, понуждали последних поступать вопреки обычаям.

При этом миллионы людей (в 70-е годы население составляло 30 млн. чел., сейчас – 60 млн.) лишились надежных источников средств к существованию. Аграрная реформа вытолкнула в города многочисленные группы сезонных рабочих, батраков, мелких торговцев и ремесленников. Население Тегерана на 50% состояло из таких мигрантов, не находивших достойного применения своим силам. Традиционные средние городские слои – купцы, торговцы, ремесленники (их называли «базар») разорялись и беднели из-за конкуренции легкой промышленности. Многократное увеличение численности интеллигенции понизило ее статус в обществе. Средняя и крупная буржуазия тяготилась диктатом государства и коррумпированного чиновничества. Недовольство, в обществе росло и из-за привилегий, которыми обладали иностранцы, в том числе – десятки тысяч американских советников.

Существовала и сила, способная организовать людей, подтолкнуть недовольных к радикальному действию. Ею было мусульманское шиитское духовенство. В отличие от другого, более распространенного направления в исламе – суннизма, – допускающего верховенство светской власти над духовной, шиизм (а он господствует в Иране) считает законным только верховенство духовной, религиозной власти, хотя терпит и самостоятельную светскую власть, если она строго придерживается норм шариата. Шиитское духовенство уже в 1963 г. выступило с резкой критикой «белой революции». Но шах начал преследование духовенства, изгнав из страны его лидера аятоллу (высший титул, означает – «знамение Бога») Рухоллу Мусави Хомейни, отобрав у духовенства часть земель и других источников средств.

Укрывшийся в Ираке Хомейни и его последователи в Иране вели агитацию против шахского режима, обвиняя его в антиисламской политике, в низкопоклонстве перед Западом, насаждении капитализма, в угнетении мусульман. В условиях, когда деятельность всякой оппозиции, включая Национальный фронт, была запрещена, пользовавшиеся правом неприкосновенности мечети ставали центрами объединения противников шаха. Исламистские фундаменталистские настроения все шире распространялись в обществе, особенно среди учащейся молодежи. Они еще больше усиливались из-за репрессий, арестов и убийств оппозиционеров, к которым прибегала служба безопасности режима. – САВАК.

В 1978 г. недовольство режимом вылилось в демонстрации протеста, разгонявшиеся войсками с применением танков и бронемашин. Гибель тысяч людей сплотила на антишахской основе практически все общество. В сентябре 1978 г. Хомейни бросил клич: «Смерть шаху!», сразу ставший популярным. Шах пытался маневрировать. Он разрешил легальную деятельность партий, хотел договориться с духовенством. Но последнее не шло на компромисс, требуя ликвидации монархии. В октябре начались забастовки рабочих. Хомейни выдвинул идею создания «исламской республики». .14 января 1979 г. он, пребывая в Париже, объявил об образовании Исламского революционного совета (ИРС), который должен назначить временное правительство. 16 января шах тайно бежал из Ирана. 1 февраля Хомейни прибыл в Тегеран. В результате вооруженного восстания с участием левых сил прошахское правительство было свергнуто и 12 февраля власть полностью перешла в руки ИРС. Временное правительство возглавил Махди Базарган. Резолюция победила.

В ИРС первоначально вошли представители разных сил, включая либералов из НФ. Но впоследствии, не согласившись с тотальной исламизацией страны, многие из них покинули совет. I апреля 1979 г. Хомейни объявил о создании Исламской Республики Иран (ИРИ), что было поддержано всенародным референдумом. Сторонники режима образовали Исламскую республиканскую партию (ИРП). По всей стране формировались местные органы власти – исламские комитеты. Была разогнана САВАК. Военной опорой режима становился Корпус стражей исламской революции, частично заменивший и развалившуюся старую армию.



Интересное по истории:

Ирано-иракская война
Режим С.Хусейна в Ираке. Агрессия против Кувейта. Операция «Буря в пустыне»
Из статьи О.В.Плешова «Исламизация» в Пакистане: мотивы и средства осуществления»
Из статьи В.С.Сафрончука «Афганистан времен Тараки»
Из книги К.А.Меркулова
Образование государства Израиль
Возникновение и углубление ближневосточного кризиса
Ближневосточное урегулирование. Специфика Израиля
Снижение противостояния
Содержание
Социалистические режимы Восточной Европы
Нарастание внутренней нестабильности в странах Восточной Европы
Оккупация Красной Армией Польши и установление просоветского режима
«Круглый стол» 1989 г. и установление демократического строя
События 1968 г. и советская интервенция
Аграрная и другие неудавшиеся реформы
Режим Я. Кадара; экономические реформы, либерализация общественной жизни
Новое правительство Румынии
Диктатура Н.Чаушеску
Оккупация Болгарии советскими войсками
Движение Сопротивления в Югославии в годы фашистской оккупации
Распад колониальной системы
Возрастание роли развивающихся стран в мировой политике. Движение неприсоединения
Японское «экономическое чудо»
Внешняя политика правительств ЛДП
Культ личности Мао Цзэдуна и социально-экономические эксперименты
Курс реформ Дэн Сяопина
Социализм с китайским лицом
Кастовый строй как специфика Индии
Курс Джавахарлала Неру
Современное положение Индии
Революция в Индонезии
Американо-вьетнамская война
Послевоенное развитие Пакистана
Исламская революция в Иране
Образование государства Израиль
Особенности послевоенного развития Турции
Южная Корея
«Камбоджийская проблема» и ее решение
Достижение независимости Тунисом и Марокко
Страны Магриба на пути независимого развития
Столкновение цивилизаций