Воспитательное значение внеклассной работы по географии

Именно в процессе внеклассной работы осваивается типовое учебное оборудование и успешно решается задача самооборудования учебного процесса путем конструирования и изготовления всевозможных наглядных пособий, принадлежностей, приспособлений. Силами активистов кружков при помощи родительской общественности и шефствующих над школой организаций создаются лучшие учебные кабинеты, площадки и многое другое.

Применительно к географии внеклассная работа – это прежде всего практическое изучение родного края, то есть географическое краеведение. В этой работе решается комплекс задач учебно-воспитательного характера: формируется понимание прекрасного в природе и любовь к Родине, закладывается способность правильно воспринимать смысл рационального природопользования, охраны и умножения естественных ресурсов, осуществляется экономическое воспитание, прививаются многие практические навыки и умения. Школьники учатся собирать и обрабатывать исходный материал, оформлять результаты.

Внеклассная работа по географии открывает широкие возможности трудового воспитания учащихся. Будничные заботы о самообслуживании и опеке младших товарищей в условиях похода, картонажные и графические работы при оформлении материалов экскурсий и наблюдений, слесарно-столярные и электромонтажные работы при оборудовании предметного кабинета, краеведческого музея и учебной площадки, а также заботы об оформлении массовых мероприятий и наглядных средств пропаганды географических знаний – все это исподволь формирует у школьников умения и навыки, нужные в жизни, воспитывает у ребят драгоценное чувство уважения к труду и его результатам, к людям созидательного труда.

Такое понимание роли внеклассной работы по географии в трудовом воспитании школьников полностью отвечает указаниям партии и правительства об улучшении подготовки учащихся к работе в сфере материального производства, данным в декабрьском постановлении 1977 года о школе.

От изучения родного края в узком смысле учащиеся могут переходить к углубленному изучению крупных географических зон и страны в целом. Для этого есть прекрасные пособия, выпускаемые издательством «Просвещение» в серии «Моя Родина».

Перед каждым учителем, развертывающим внеклассную работу по своему предмету, возникает вопрос, с чего начать, в каких формах и какими методами сделать первые шаги в этой сфере педагогической деятельности. Особенно важно это знать начинающему молодому учителю, чтобы найти правильный путь в формировании своего методического почерка. Опыт многих учителей и школ свидетельствует о том, что внеклассную работу лучше начинать с массовых эпизодических мероприятий, затем надо переходить к систематической научно-просветительной работе среди школьников и населения. В этой работе выявляются учащиеся с потенциальной заинтересованностью географическими знаниями, и с ними надо начинать кружковые занятия. Основной целью таких занятий является развитие интереса школьников к научным знаниям, расширение и углубление их географического кругозора.


Интересное по географии:

Основные виды деятельности учителя и школьников
Формы работы географических кружков
Просмотр и обсуждение научно – популярных фильмов
Подготовка учителя и учащихся к занятиям
Воспитательное значение встреч и выставок
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Использование литературы в изучении географии

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков