Велика воспитательная роль кружковых занятий

Занятия кружка обычно проводят в школьном географическом кабинете или специально оборудованном помещении внешкольного учреждения. Конечно, на первых порах работы кружка оборудование может быть и небогатым, но самооборудование позволит быстро преодолеть этот недостаток. Многолетний кружковый коллектив нередко располагает самыми большими возможностями оборудования занятий. Достигается это путем планомерного накопления самодельного и типового учебного оборудования.

Кружковое занятие удобнее начинать с установочных пояснений учителя по данной теме. Иногда это может быть лекция-беседа по теме, к изучению которой приступают кружковцы. Затем учащиеся работают с имеющимися пособиями. Если одноименных пособий недостаточно для всех кружковцев, то надо организовать обмен разными пособиями для их последовательного использования в работе. Так поочередно кружковцы смогут использовать по каждой теме нужные книги и атласы, глобусы и натуральные образцы, макеты и многое другое.

Кружковые занятия имеют громадное преимущество перед уроками в том, что здесь предоставляется возможность прорабатывать любую тему глубоко и разносторонне. Это обусловливает и большие учебно-воспитательные возможности, высокую эффективность таких занятий со школьниками. На кружковых занятиях необходимо добиваться осознанного восприятия учащимися даже самых сложных понятий, формирования пространственного воображения и способности представить что-либо в движении и развитии.

Представление изучаемых объектов и явлений в любых масштабах времени и пространства, способность абстрагировать в рассмотрении изучаемого материала становится нормой для многих кружковцев.

Особенно велика эффективность воспитывающей функции кружковых занятий. В коллективе сверстников с повышенным интересом к данному предмету каждый учащийся лучше использует потенциальные возможности всего коллектива, здесь полнее раскрываются внутренние резервы школьников в овладении теоретическими знаниями и практическими умениями. И учитель имеет возможность более целенаправленно способствовать развитию нужных качеств в каждом кружковце. Ведь не случайно все или почти все увлеченные своим делом специалисты выходят из предметных кружков. В географических науках это представляется правилом.

На конкретных примерах рассмотрим некоторые учебно-воспитательные особенности кружковых занятий.

Общеизвестно, что многие школьники не владеют достаточно развитым пространственным воображением. Поэтому на кружковых занятиях целесообразно использовать всякую возможность для изображения каких-либо понятий в пространственных схемах. В качестве примера рассмотрим путь построения пространственной схемы изменения дневного пути Солнца над горизонтом в различные сезоны года по результатам наблюдений точек восхода и захода и определений полуденных высот Солнца.

Монтируют такую схему из деревянного круга и проволоки. На верхней стороне круга макетируют горизонт своей местности. Проволочными дугами обозначают небесный меридиан и дневные пути Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Прямыми отрезками проволоки изображают направления на Полюс мира и точки кульминации Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Полуденную линию можно изобразить краской на поверхности круга (горизонта). Стороны горизонта обозначают начальными буквами их названий, вырезанными из картона или фанеры. Подобным образом можно делать пространственно-схематические построения и но другим темам.


Интересное по географии:

Организация систематических наблюдений с помощью солнечных часов
Наблюдения кружковцев за поведением животных и жизнью растений
Работа по подготовке школьников к активному труду
Экскурсии на предприятия и наблюдения за производственной деятельностью
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Организация работы в детском лагере
Снаряжение похода и задачи работы

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков