Важность оборудования для кабинета географии

Одной из важнейших особенностей внеклассной работы являются почти безграничные возможности самодеятельного оборудования и оформления массовых научно-просветительных мероприятий, кружковых и факультативных занятий, исследовательской работы с привлечением школьников. Творчески работающие учителя географии именно в процессе внеклассной работы создают современно оборудованные учебные кабинеты и площадки, географо-краеведческие музеи, обогащают школы целыми комплексами учебно-научного оборудования. На базе таких комплексов развертывают эффективную просветительную и исследовательскую работу как с учащимися данной школы, так и с населением прилегающего к школе района. При всем этом широко используются возможности шефствующих над школами организаций.

Показателен пример создания комплекса из географического кабинета, краеведческого музея, планетария и учебной площадки с обсерваторией в Могойтуйской средней школе Читинской области. Учитель Викентий Робертович Гласко организовал актив увлеченных географией и смежными науками школьников и силами этого коллектива с привлечением родительской общественности развернул такую содержательную внеклассную работу, которая вот уже много лет удивляет гостей школы разнообразием форм и глубиной научного содержания. В процессе кружковых занятий со школьниками создано множество оригинальных учебно-наглядных пособий, приспособлений и принадлежностей, приборов для наблюдений. Подобных же результатов достиг учитель географии Токушинской средней школы Северо-Казахстанской области Тимофей Тимофеевич Гаврилюк.

Интересен опыт коллектива учителей Архипо-Осиповской средней школы Краснодарского края по организации внеклассной работы и ее самооборудованию. Объединенными усилиями энтузиастов из числа учителей, родителей и шефов здесь развернута активная кружковая и туристско-краеведческая работа со школьниками. Сформировавшийся коллектив учащихся увлеченно занимается научно-любительской исследовательской работой и под руководством учителей ведет массовую научно-просветительную работу среди местного населения и отдыхающих в санаториях Геленджикского района. Естественным следствием всего этого явилось создание целого научного городка при школе из специально сооруженных зданий географо-краеведческого музея, планетария, обсерватории. По соседству сооружена комплексная географо-астрономическая площадка. Фундаментальность и богатство оборудования поражают многочисленных экскурсантов, а ведь все сделано на самодеятельных началах!

Подобных примеров можно привести множество. Ими гордятся лучшие школы Урала и Закавказья, Сибири и Украины, всех районов страны. И везде отмечается ведущая роль умело организованной внеклассной работы со школьниками в самооборудовании учебно-воспитательной работы.

Рассмотрим конкретные вопросы содержания и способов решения задач самодеятельного оборудования, возникающих перед учителем, который развертывает в школе внеклассную работу по географии.

Если в школе нет географического кабинета, то силами кружковцев в период, не подходящий для походов в природу, можно начать его создание. Постепенно нужно изготовлять отдельные части оборудования кабинета, оформлять отдельные планшеты (таблицы), подбирать серии раздаточных пособий. В хорошо оборудованном кабинете в содержании кружковых занятий значительное место уделяется общегеографическим темам с элементами занимательности, но при отсутствии кабинета или в только что зарождающемся кабинете работу лучше организовать на более конкретной географо-краеведческой основе, чтобы скорее собрать материалы и обогатить кабинет.

Организацию кабинета начинают с определения, в какой именно классной комнате надо его оборудовать. При этом учитывают удобства наблюдений: лучше, если окна обращены на юг или в сторону учебной площадки. Удобнее будет, если входная дверь расположена у правого угла классной комнаты. Избранную комнату обмеряют и в определенном масштабе вычерчивают ее план. Надо сделать также и чертежи передней, тыльной и боковых стен с указанием их размеров и размеров оконных и дверных проемов. Затем делают эскизы всего оборудования кабинета и определяют количество нужных материалов.

Для оборудования учебного кабинета в школе надо стараться использовать общедоступные и недорогие материалы: брусья и доски, фанеру и картон, стекло и бумагу, клей и гвозди, проволоку и уголковое железо, бытовой и звонковый электропровод и т. д. Это не исключает, конечно, использование фанерованных плит, пластика, оргстекла и других современных отделочных материалов, если это возможно. Приобретают нужные материалы в местных хозяйственных организациях за счет школы или шефствующего над школой предприятия.


Интересное по географии:

Как изготовить оборудование и пособия с помощью ребят
Как максимально использовать установленное оборудование
Использование таблиц и пособий в учебной работе
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Изучение природы родного края на уроках географии
Роль факультативов в создании выставок и музеев
Основные виды и способы установки обучающих стендов

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков