Установка и работа некоторых приборов

Устанавливается прибор так, чтобы пластинка с циферблатом была строго горизонтальной, а плоскость угольника совпала бы с плоскостью меридиана, и он должен быть ориентирован острым углом к югу. Тень от стержня экваториальных и от угольника горизонтальных солнечных часов показывает истинное солнечное время.

Астролябия служит для измерения величин углов, лежащих в горизонтальной плоскости, в том числе и для определения азимутов заданных объектов. Для устройства астролябии достаточно обыкновенного компаса, двух транспортиров, небольшого листа дюралюминия или фанеры и несколько алюминиевых или медных клепок. Из листового дюралюминия или фанеры вырезают круг диаметром 150 мм и прикрепляют к нему с одной стороны три ножки одинаковой длины. Если есть возможность, то вместо ножек ставят регулировочные винты. В центре круга просверливают отверстие, через которое болтиком прикрепляют алидаду, полоску дюралюминия по длине немного больше диаметра круга, вращающегося вокруг болтика. Концы полоски изгибаются вверх, в них прорезаются визирные щели (диоптры). На середине алидады прикрепляют компас. А транспортиры обрезают так, чтобы остались только полукруги с градусными делениями, и после тщательной центровки прикрепляют клепками к кругу – лимбу. Чтобы можно было отсчитать деления лимба, над которым вращается алидада, надо сделать вырезы в алидаде до ее середины, а по длине – в той части, которая закрывает полоску с делениями лимба.

Для измерения угла, лежащего в горизонтальной плоскости, между направлениями на два заданных объекта и с вершиной в центре лимба астролябии надо придать горизонтальное положение. Далее алидаду через диоптры визируют на один из заданных объектов и берут по лимбу отсчет, соответствующий этому положению. Отсчет делается со стороны прорези в алидаде. Затем, не двигая лимба, визируют алидаду на второй объект и вновь берут отсчет по лимбу, соответствующий этому положению алидады. Теперь вычисляют величину измеряемого угла. Для удобства этой операции надо при визировании алидады на первый из объектов лимб повернуть так, чтобы нулевое деление транспортира соответствовало этому положению алидады.

При измерении азимута заданного объекта алидаду ориентируют на нулевое деление лимба и, придав стрелке компаса рабочее положение, весь прибор устанавливают так, чтобы диоптры алидады оказались на линии север – юг. Теперь нулевое деление лимба в соответствии с показанием магнитной стрелки компаса фиксирует направление на юг. Поэтому при окончательном определении азимута необходимо вносить поправку за счет магнитного склонения. Затем алидаду визируют на объект и отсчитывают величину угла как разность между вторым отсчетом и первым (нулевым), которая и является искомой величиной азимута.

Квадрант – прибор для определения полуденной высоты Солнца – делается следующим образом. Два деревянных или металлических бруска длиной по 400 мм и шириной по 100 мм концами скрепляют под прямым углом. Затем берут полуметровую металлическую линейку, изгибают ее и прикрепляют так, чтобы дуга в четверть окружности имела длину 45 см. Тогда каждое полусантиметровое деление будет соответствовать одному градусу в угловой мере, а каждое миллиметровое деление будет равно 0,2°. В изогнутом положении линейку прикрепляют к внутренним сторонам угольника.

Далее изготовляют стерженек, намечают центр дуги (линейки) и укрепляют стерженек в этой точке. На верхнем конце дуги – линейки обозначен 0°, а на нижнем конце – 90°. Устанавливается прибор так, чтобы одна из сторон угольника была строго горизонтальна, а другая – вертикальна. В таком случае в истинный полдень тень стерженька, укрепленного в центре дуги, упадет на деление дуги, соответствующее угловой величине полуденной высоты Солнца. Этот прибор удобен как простотой устройства, так и возможностью быстро определить по нему полуденную высоту Солнца. Важна также и безопасность работы, так как нет необходимости смотреть в сторону Солнца, а наблюдения ведутся за тенью стерженька, которая падает на дугу. Все это особенно удобно в систематических наблюдениях Солнца.


Интересное по географии:

Как смастерить стержень для флюгера
Как устанавливают приборы для определения осадков
Организация внеклассной работы детей в средней школе
Воспитательное значение внеклассной работы по географии
Основные виды деятельности учителя и школьников
Формы работы географических кружков
Просмотр и обсуждение научно – популярных фильмов

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков