Учебная площадка по географии и её сектора

С учетом этих особенностей комплексная учебная площадка должна иметь следующие секторы:

А. Математический сектор, представляющий ровный участок, на котором в геометрическом правильном порядке устанавливается около десятка столбов-столиков для переносных приборов. Эта часть площадки предназначается для фронтальных практических занятий по астрономии, – географии, математике (угломерные работы, измерение расстояний, площадей и объемов, упражнения в выражении полученных величин в заданном масштабе).

Б. Топографический сектор, на котором создаются характерные формы (гора и впадина с крутыми и пологими склонами, седловина). Здесь можно показать учащимся простейшие способы глазомерной и топографической съемки местности, познакомить их с основными формами земной поверхности. Математический и топографический секторы особенно необходимы в условиях городских школ, где нет возможности вывести учащихся в поле. Но они нужны и в любых условиях, как место первоначального ознакомления учащихся с некоторыми видами землемерных и топографических работ.

В. Сектор математической географии и практической астрономии предназначается для проведения практических занятий и наблюдений по природоведению, физической географии и астрономии. Все приборы здесь устанавливаются по одному экземпляру, но по соседству с каждым из них располагаются столбы-столики, и это позволяет пользоваться одним прибором одновременно многие учащимся.

Г. Астрофизический сектор с павильоном для телескопа и открытой площадкой со столбами для переносных приборов. Здесь же может быть установлен солнечный водонагреватель для демонстрации возможностей использования лучистой энергии Солнца. В целом эта часть площадки предназначается для визуальных и фотографических наблюдений неба.

Д. Метеорологический сектор с оборудованием для систематических наблюдений погоды учащимися под руководством учителя. Предполагается, что наблюдения должны производиться поочередно всеми учащимися (дежурными наблюдателями). Программа наблюдений определяется учителями природоведения, географии и физики.

Е. Комплекс оборудования для наблюдений земного магнетизма и электричества, которые могут производиться силами участников физического кружка.

Следует иметь в виду, что приведенное деление комплексной площадки на ряд секторов условно. При сооружении площадки приходится допускать такое размещение оборудования, при котором границ между отдельными секторами практически не чувствуется и вся площадка становится единым целым. Но это обусловливается только ограниченностью территории и в более благоприятной обстановке может выглядеть иначе.

Учитывая разнообразие условий, в которых строятся и работают различные городские и сельские школы, можно предложить несколько вариантов комплексных учебных площадок.

Рассмотрим один из вариантов комплексной учебной площадки с астрономической обсерваторией, рассчитанной на школы с большими пришкольными участками. Территория площадки может иметь форму прямоугольника со сторонами 25x15 м. На ней устанавливается следующее оборудование (порядковые номера и буквы в тексте здесь и далее соответствуют цифровым и буквенным обозначениям на рисунках):

А. Математический сектор (столбы-столики, скамейки).

и:

S. Топографический сектор (холм и впадина).

В. Сектор математической географии и практической астрономии (гномон, указатель Полярной звезды, полярная линия, азимутальный столб, солнечные часы, квадрат, 1армиллярная сфера, звездные часы).

Г. Астрофизический сектор (павильон телескопа, кирпичный столб для переносных приборов, солнечная установка).

W. Метеорологический сектор (флюгер Вильда, метеорологическая будка, осадкомер, нефоскопическая сетка Михельсона, нефескоп Бессона, снегомерная рейка, почвенные термометры).

Е.Оборудование для наблюдений земного магнетизма и электричества (магнитный меридиан, столбы с проводами для определения напряженности электрического поля).

Теперь рассмотрим вариант, рассчитанный на условия тех школ, где затруднителен выбор места для площадки, которое удовлетворяло бы оптимальным условиям ведения астрономических и метеорологических наблюдений. Если, например, по соседству с пришкольным участком расположены сооружения, которые закрывают значительную часть небосвода и искажают направления и силу ветра, то приборы приходится выносить на наблюдательную вышку, сооружаемую на школьном здании.


Интересное по географии:

Что должно присутствовать на учебной площадке
Обозначение на площадке полуденной линии
Кому нужен сектор астрономии
Организация наблюдений за показаниями приборов на площадке
Проведение практических занятий на географической площадке
Установка и работа некоторых приборов
Как смастерить стержень для флюгера

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков