Содержание и формы факультативных занятий по географии

Для проведения съемки используется мензула заводского изготовления или самодельная. В центре площадки мензула устанавливается на штативе и ориентируется с учетом магнитного склонения. В избранном масштабе на планшет наносятся все объекты участка, определяются границы будущей площадки, форма ее территории. Если планировка пришкольного участка позволяет, то лучше площадку ориентировать так, чтобы две ее стороны были перпендикулярны, а две параллельны полуденной линии. При этом предполагается, что территория площадки имеет форму прямоугольника или квадрата. Но форма и ориентировка площадки могут быть иными в зависимости от положения конкретного пришкольного участка. На основе мензульной съемки разрабатывается план площадки с указанием мест расположения всего оборудования.

Логическим продолжением занятий по данной теме является экскурсия в научное учреждение или в природу с целью ознакомления учащихся с особенностями работы специалистов или проведения наблюдений, экспериментов и других практических работ с использованием соответствующего оборудования. Здесь важно сполна использовать возможности музеев, научно-исследовательских лабораторий и обсерваторий, производственных организаций для приобщения школьников к прикладным разделам наук о Земле. Собираемый в экскурсиях материал изучают, систематизируют, оформляют для последующего использования на занятиях.

Заключительное занятие по каждой теме проводят в форме отчетно-творческого семинара-дискуссии. Учащиеся высказываются по конкретным, заранее намеченным вопросам, дополняют и поправляют друг друга. При этом используют в качестве иллюстративного материала результаты практических работ и наблюдений. По степени активности учащихся на семинаре и с учетом их работы на всех занятиях но теме выставляют тематический зачет. Годовой зачет по всему факультативному курсу выставляют на основе тематических без дополнительного опроса.

Последовательность описанных организационно-методических форм факультативных занятий может изменяться в зависимости от особенностей содержания каждой темы. В некоторых случаях знакомство с научной литературой по теме лучше начать на первом же занятии, а обзорную лекцию отнести на более поздний срок. Иногда изучение темы полезнее начать с экскурсии в научное учреждение или с наблюдений. В каждом случае учитель должен находить наилучшую последовательность разнообразных форм занятий, но обязательно добиваться непохожести одного из них на другое. Разнообразие форм, динамичность занятий наряду с высоким научным уровнем их содержания, как показывает опыт, привлекают школьников, повышают их организованность и деловитость в работе.

Особенности содержания факультативных занятий покажем на ряде конкретных примеров.

Некоторые наблюдения нагляднее вести в определенной системе. Это позволяет более эффективно раскрывать диалектические взаимосвязи одних явлений природы с другими в доступной школьникам форме. Например, метеорологические наблюдения участники факультативных занятий могут производить по программе с использованием стандартных приборов. Регистрация температуры воздуха хорошо выверенным термометром, влажности воздуха – гигрометром, атмосферного давления – анероидом, скорости ветра – анемометром дает показатели, имеющие научную ценность. Если, конечно, наблюдения ведутся систематически и длительное время, а их результаты своевременно сообщаются в ближайшую метеорологическую станцию или агрометеорологический пост.

Большой интерес школьников вызывает использование самопишущих метеорологических приборов для автоматической фиксации температуры и влажности воздуха, атмосферного давления.


Интересное по географии:

Использование специальных метеорологических приборов
Наблюдения за изменениями атмосферного давления
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Важность наблюдений за изменениями солнечной активности
Интересны наблюдения за полярными сияниями
Фотоснимки с изображением серебристых облаков
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков