Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий

Под руководством учителя школьники наблюдают линию горизонта, знакомятся с рельефом местности, изучают долину и русло реки, на обрыве рассматривают породы, слагающие земную поверхность. Можно, конечно, все это описать словами и кое-что зарисовать, но лучше всего сфотографировать панораму горизонта, наиболее выразительные формы рельефа (ровное поле, овраг, холм, гора, впадина, седловина, крутой и пологий склоны, обрыв и т.д.), долину, русло реки, пологий и обрывистый берега реки и многое другое. Делая снимки, надо записывать, на каком по счету кадре и что именно снято. А по возвращении из экскурсии все негативные пленки обработать и выбрать те снимки, которые разумно напечатать на бумаге большого формата. Крупномасштабные снимки нужно рассматривать по темам и по каждой из них оформить таблицу-фотомонтаж. Одна из таблиц может быть посвящена теме «Горизонт и линия горизонта», другая – теме «Рельеф нашей местности», третья – теме «Наша река» и т. д. Такие наглядные пособия будут очень полезны при изучении соответствующих тем.

Очень содержательные и красивые таблицы-монтажи можно сделать, используя цветные и черно-белые иллюстрации из журналов. Если такие иллюстрации систематически собирать и сортировать по темам, то через некоторое время окажется возможным составить тематические монтажи как физико-географического, так и экономико-географического характера. Вот примерная тематика таких пособий: «Русская равнина», «Горы Средней Азии», «Заполярье», «Русские леса», «Наши степи», «Пустыни покоряются людям», «Русские субтропики», «На бывшей целине», «Главная улица России» (иллюстрированный рассказ о Волге), «Москва и Подмосковье», «Индустриальный Урал», «Сибирь – край будущего», «Русский Дальний Восток», «Машиностроение России», «Химия сегодня и завтра» и т.д.

Наиболее выразительные черно-белые и цветные фотоснимки, а также четко воспроизведенные фотоиллюстрации из газет и журналов нужно коллекционировать, систематизировать по темам и использовать для показа через эпипроектор (эти приборы есть во многих школах).

Для учебных целей фотосъемку лучше производить на обратимую пленку и получать диапозитивы или диафильмы для показа через диапроектор. Конечно, лучше использовать цветную пленку.

Для самодельных диапозитивов стали изготовлять и продавать в магазинах фототоваров пластмассовые и металлические рамки, а также коробки. Их использование предотвращает преждевременный износ диапозитивов и облегчает применение этих пособий в учебной работе. Можно, конечно, и самому сделать картонные рамки для диапозитивов с учетом конструкции имеющегося проектора. При съемке диафильмов лучше сразу же фотографировать и специально заготовленные титры (заголовки, объяснительные тексты и т.п.) по заранее разработанному сценарному плану. Подробнее об изготовлении диапозитивов и диафильмов рассказывается в книгах-пособиях по фотографии.

Из года в год ширятся ряды кинолюбителей-учителей, а во многих местах успешно работают любительские киностудии. Поэтому наступило время говорить уже и о самодельных кинопособиях, ценность которых исключительно велика. В географии для киносъемок выгоднее выбирать такие темы, которые иными средствами показать трудно или невозможно. Самодельные кинопособия могут быть представлены кинокольцовками, кинофрагментами и кинофильмами. Во всех случаях начинать надо с разработки сценария, в котором заранее определяется содержание объяснительных текстов, вид съемки кадра (натура, мультипликация, макет, комбинация), продолжительность съемки каждого кадра во времени или по длине пленки. Подбираются для съемок в кинофильме люди, места, оборудование и приспособления. Готовятся декорации, осветительное оборудование и все прочее. А по мере готовности хорошо сделать пробную съемку и просмотреть ее на экране, чтобы своевременно выявить возможные недостатки и устранить их.


Интересное по географии:

Изучение природы родного края на уроках географии
Роль факультативов в создании выставок и музеев
Основные виды и способы установки обучающих стендов
Что использовать в оформлении экспозиции
Учебная площадка по географии и её сектора
Что должно присутствовать на учебной площадке
Обозначение на площадке полуденной линии

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков