Снаряжение похода и задачи работы

Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя географии со школьниками является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и более или менее отдаленных мест. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников и рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса географии. И важно, чтобы любители географии – кружковцы или участники факультативных занятий – пытливо присматривались ко всему и старательно накапливали материалы личных наблюдений. Так будет решаться задача громадной учебно-воспитательной значимости – задача географо-краеведческого изучения родного края и других районов страны. А это и есть сочетание теоретических знаний по географии с практикой личного участия школьников в географических исследованиях, пусть только еще учебных и только доступных школьникам, но все-таки исследованиях.

Туристско-краеведческую работу с учащимися целесообразно проводить с учетом задач Всесоюзной экспедиции подростков и школьников «Моя Родина – Россия», хотя и неизбежна постановка перед кружковцами некоторых специфических задач, вытекающих из особенностей содержания работы данного коллектива.

Современная география – это целая система наук о Земле. Она изучает географическую оболочку нашей планеты – так принято называть пространство, в котором взаимодействуют литосфера (твердая часть Земли), гидросфера (водная оболочка), атмосфера (воздушная оболочка) и магнитосфера (электромагнитное поле Земли). Ко всему этому добавляется влияние космоса на природу Земли. И в результате формируется в неживой и живой природе все то, что мы наблюдаем на земной поверхности, непосредственно под нею и над нею.

Исследование географической оболочки производится разносторонне. Одни ученые изучают земные недра, другие – поверхность суши, третьи – Мировой океан, четвертые – атмосферу, пятые – зависимость между формами земной поверхности, климатические условия и растительно-животные сообщества данной местности и т. д.

У юных любителей географии тоже могут проявляться интересы к геологии или геоморфологии, гидрологии или метеорологии, почвоведению или геоботанике. Но всем им лучше объединиться в одну группу, чтобы правильнее определить свои возможности и содержание работы, которую можно провести в походе. И если серьезно отнестись к географическим экспедициям, то надо научиться находить верных друзей. Сплоченный коллектив может сделать очень много.

При подготовке к походу необходимо узнать все о местности, которую юные географы намерены изучать: каким было геологическое прошлое этой местности, каковы особенности современных природных условий, чем характеризуется хозяйственная деятельность человека. Следует изучить путеводители по данной территории, административные, физические, туристские и другие карты. Многое можно узнать из местных газет и журналов. Хорошо побеседовать с местными старожилами.

Обычные занятия географического кружка могут проводиться в форме кратковременных походов-прогулок по окрестностям с беседами в пути или на привалах. Хорошо организовать однодневный или многодневный поход по наиболее интересному в географическом отношении маршруту.

Снаряжение условно можно подразделить на личное, для каждого участника похода, и групповое, для всех. Многое в экипировке определяется продолжительностью похода. Если, например, группа отправляется в однодневный поход после завтрака с расчетом вернуться к ужину, то у каждого должно быть следующее: рюкзак, фляжка для воды и кружка, перочинный нож, готовые к употреблению продукты на обед, индивидуальный санитарный пакет, записная книжка с карандашом. Групповое снаряжение такого похода: чайник, топор, веревка, спички, аптечка, планшет, компас, путевой журнал, фотоаппарат, приборы, предназначенные для проведения наблюдений, измерений.

При многодневном походе у каждого участника, кроме перечисленного выше, должно быть следующее: плащ или телогрейка, простыня, полотенце, мыло, тряпочка для вытирания ног, запасные носки, миска, ложка, иголка с ниткой и булавки. Групповое снаряжение многодневного похода: палатка, электрический фонарь, свеча, ведро, два котелка, сковородка, кухонный нож, половник, кухонное полотенце, шило и ножницы, пинцет, бинокль, рулетка и рейка с делениями, альбом для зарисовок, цветные карандаши. Групповое снаряжение равномерно распределяется на каждого. Разумеется, отправляясь в многодневный поход, надо взять с собой достаточное количество разнообразных и не скоропортящихся продуктов.


Интересное по географии:

Подготовка и распределение обязанностей в походе
Как определить объекты и пути следования
Как правильно определить направление на местности
Как определить скорость течения реки с помощью поплавка
Изучение берегов реки, озера, болот
Исследование источников воды и эрозия почвы
Что нужно для корневой системы растений

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков