Работа по подготовке школьников к активному труду

Общеизвестно, что большая часть выпускников средних общеобразовательных школ определяется на работу в различные отрасли народного хозяйства. Они, как правило, быстро овладевают избранными специальностями и успешно справляются с производственными заданиями. Многие из них вполне оправдывают надежды старшего поколения рабочих. Но руководители предприятий и рабочие все же иной раз упрекают школу в недостаточной подготовке вступающих в жизнь молодых людей к активному творческому труду и рачительному хозяйствованию. Современному рабочему, говорят они, необходимо иметь четкое представление об организации и производительности труда, себестоимости выпускаемой продукции. Он должен бережно относиться к рабочему времени, уметь с наибольшей выгодой использовать имеющиеся машины, внедрять прогрессивные технологические процессы, при минимальных затратах сырья и энергии давать максимум доброкачественной продукции.

В связи с этим возникает вопрос: все ли возможное делает сегодня школа, чтобы подготовить своих воспитанников к активному созидательному труду, научить беречь народное добро, понимать реальную ценность материальных и духовных благ, которыми пользуется каждый русский человек? И что в этом важном деле можно сделать в процессе внеклассной, в частности кружковой, работы по географии? Каждый, кто знает содержание учебно-воспитательной работы школы, скажет, что как школа в целом, так и учитель географии пока еще в этом направлении работает бессистемно. А между тем именно географические кружки и экономико-географические факультативы могут и должны стать поставщиками основного конкретного материала, который можно положить в основу целенаправленной работы по экономическому просвещению и воспитанию школьников.

Опыт показывает, что решать задачу экономического воспитания кружковцев и всех учащихся школы легче на конкретных примерах хозяйственной деятельности отдельного рабочего, производственной бригады, цеха, предприятия в целом. Хороший эффект дает использование экономической характеристики своего административного района, города, области. С учетом этого руководитель географического кружка и его питомцы прежде всего должны заняться сбором и изучением экономических данных о своей школе, шефствующем над школой предприятии, о своем районе или городе. Установление связей с бухгалтерией районного отдела народного образования, плановым, финансовым и статистическим отделами районного или городского Совета позволяет получить нужные сведения. Практически делают это либо в ходе экскурсии кружковцев в названные учреждения и беседы со специалистами на их рабочем месте, либо при встрече с соответствующими работниками на занятии кружка или вечере встречи. Учащиеся заранее готовят вопросы, сообщают их специалистам, а ответы записывают уже при встрече.

Подобным путем учащиеся одной из московских школ под руководством автора получили данные, которыми превосходно иллюстрировались беседы о заботе государства об этой школе, о каждом ее ученике, о жизни района, в котором расположена школа. Не только кружковцы, но и все учащиеся школы с большим интересом узнали, что один день работы их школы обходится государству в 492 рубля, что в течение года школа расходует 103 300 рублей. На каждого ученика в течение года затрачивается около 130 рублей. И когда говорится о том, что все эти расходы государство принимает на себя, предоставляя всем детям реальную возможность бесплатно получить образование, то это становится убедительнейшим примером практического осуществления в жизни соответствующего положения Конституции России. Школьникам становится понятнее роль государства в подъеме культуры нашего народа, у них появляется стремление бережливее относиться к школьному имуществу, лучше учиться.


Интересное по географии:

Экскурсии на предприятия и наблюдения за производственной деятельностью
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Организация работы в детском лагере
Снаряжение похода и задачи работы
Подготовка и распределение обязанностей в походе
Как определить объекты и пути следования
Как правильно определить направление на местности

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков