Проведение практических занятий на географической площадке

Кроме стационарного оборудования комплексной площадки, в процессе ведения практических занятий и наблюдений на ней используют большее число переносных приборов и принадлежностей. Так, преподавателю математики часто нужны рулетка, экер, астролябия, теодолит и другие приборы. Преподаватель географии использует рулетку, компас, мензулу, высотомер, планшетки и т.д. Физику нужны магнитные стрелки, электромер, проволока с изоляторами, сферические зеркала, а преподаватель астрономии в качестве переносных приборов использует телескоп, бинокли, теодолит, фотокамеру и многое другое. В связи с этим возникает вопрос о создании в школе кладовой, где бы хранилось все переносное оборудование. Это избавит школу от необходимости иметь несколько комплектов переносных приборов.

Важным преимуществом комплексной учебной площадки является возможность проведения на ней совмещенных (комплексных) практических занятий по двум-трем смежным предметам, когда группы учащихся по 5 – 6 человек, выполнив задание одного учителя, переходят к другому учителю для выполнения его задания. Так, с учащимися одного класса или нескольких параллельных классов одновременно могут работать 2 – 3 учителя-предметника, скажем учителя географии, математики, астрономии. Это существенно экономит время учащихся и учителей на проведение практических занятий, не говоря уже о возникающих дополнительных возможностях взаимосвязи в преподавании смежных дисциплин.

Программами некоторых дисциплин предусмотрены систематические и длительные по времени наблюдения, например по географии – наблюдения погоды или по географии и астрономии – наблюдения изменения полуденной высоты Солнца. В занятиях астрономического, геофизического и других кружков также могут быть предусмотрены систематические и длительные наблюдения, например пятнообразовательной деятельности Солнца, переменных звезд и т.д. Как обеспечить хорошую организацию этих наблюдений? Здесь речь идет не только об использовании приборов, находящихся на площадке, но и о приборах, которые находятся в здании школы (на складе).

Думается, что всегда можно подобрать аккуратных и дисциплинированных учащихся, на которых и возложить ответственность за использование оборудования площадки для систематических наблюдений. Целесообразно, например, назначить старших по наблюдениям погоды, Солнца, переменных звезд, метеоритов и т. д. Эти ребята вместе с другими дежурными могут проходить на площадку и без учителя, чтобы произвести очередные наблюдения.

Некоторые приборы и принадлежности, конечно, надо покупать, но многие могут быть изготовлены на занятиях географического и смежных кружков. Рассмотрим описание некоторых из таких приборов.

Горизонтальные солнечные часы лучше всего изготовить из листового железа. Параллельно большей стороне прямоугольной пластинки проводится линия» которая делит пластинку пополам. При установке прибора эта линия совмещается с полуденной. С ней же совмещается сторона угольника с прилежащим углом, равным географической широте данного места. От вершины названного угла на горизонтальной пластинке отмеряются и прочерчиваются в обе стороны симметрично от полуденной линии углы. Величины этих углов определяются формулой: tgx = sin? X tgt, где х обозначает угол, образуемый линией какого-либо часа с полуденной линией на циферблате, t – время, протекшее от полудня, <р – географическую широту данного места. Полуденная линия (ее северный конец) на циферблате часов обозначается числом 12, а концы всех других линий обозначаются, как на часовом циферблате.


Интересное по географии:

Установка и работа некоторых приборов
Как смастерить стержень для флюгера
Как устанавливают приборы для определения осадков
Организация внеклассной работы детей в средней школе
Воспитательное значение внеклассной работы по географии
Основные виды деятельности учителя и школьников
Формы работы географических кружков

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков