Проведение факультативного курса по землеведению

Особенно перспективным представляется факультативный курс по землеведению. Универсальность его построения позволяет хорошо приспосабливаться к реальным условиям и возможностям. Учителя, как правило, имеют неплохую общеземлеведческую подготовку, а имеющееся в школах учебное оборудование по географии в основном обеспечивает занятия и по этому факультативу.

Содержание факультативного курса по землеведению строится с учетом возможностей активного использования новейших достижений наук о Земле и окружающем ее космическом пространстве. В методике проведения занятий широко используется исследовательский принцип как в лабораторных экспериментах, практических работах на местности, так и в эпизодических или систематических наблюдениях природы. Школьники приобщаются к научной литературе, пользуются разнообразным картографическим материалом и приборами, знакомятся со способами и средствами физико-географических исследований.

Применительно к местным условиям программа может изменяться. Так, в школе, расположенной в гористой местности с разработками минерального сырья по соседству, естественным представляется уклон в сторону геологии. А на побережье моря, озера или водохранилища целесообразно уделить больше внимания вопросам гидрологии. В условиях равнинной местности с сельскохозяйственным окружением есть смысл особое внимание уделить биогеографии с изучением местных биоценозов. В городской школе с расположенной невдалеке геофизической или метеорологической обсерваторией землеведческому факультативу можно придать геофизическую направленность.

Если организовать активное использование космических фото снимков и фотокарт земной поверхности для изучения особенностей естественного облика статичных образований и динамики природных процессов, то общеземлеведческий факультатив станет курсом космического землеведения. Взгляд на Землю из космоса позволяет глубже и вернее понять как общепланетарные закономерности процессов, формирующих географическую оболочку, так и особенности природы отдельных регионов. Это наиболее перспективное направление исследования природы нашей планеты, и правомерно уделить ему самое серьезное внимание на факультативных занятиях.

Жизнь покажет, какие из официально одобренных или вновь разрабатываемых факультативных курсов окажутся более приемлемыми для общеобразовательных школ, а пока представляется естественным творческий поиск в разработке содержания и методов проведения этой важной формы обучения и воспитания школьников.

Рассмотрим некоторые вопросы содержания и методики факультативных занятий на основе личного опыта автора в этой работе и учителей различных городов и сел, которые ведут экспериментальную проверку учебно-воспитательной эффективности программ вновь разрабатываемых факультативных курсов по географии. Многие примеры взяты из опыта многолетней работы межшкольного факультатива по землеведению при народной обсерватории Дворца культуры Московского автозавода им. И. А. Лихачева. Занятия здесь проводятся в специально оборудованной аудитории с большим набором разнообразных наглядных пособий. Обсерватория имеет набор приборов, нужных для практических работ и наблюдений. Группы учащихся комплектуются из 20 школ города. Участники занятий обеспечиваются всеми учебными пособиями и принадлежностями.


Интересное по географии:

Как лучше осуществлять научную работу школьников
Содержание и формы факультативных занятий по географии
Использование специальных метеорологических приборов
Наблюдения за изменениями атмосферного давления
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Важность наблюдений за изменениями солнечной активности
Интересны наблюдения за полярными сияниями

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков