Подготовка учителя и учащихся к занятиям

По мере формирования ученического актива вокруг учителя географии можно приступить к подготовке тематических географических вечеров. Эта форма массовой внеклассной работы привлекательна тем, что уже при подготовке каждого мероприятия в работу вовлекается значительное количество школьников. Одни из них делают оформление для помещения, в котором будет проходить вечер, другие создают иллюстрированную выставку по теме вечера из материалов периодической печати, третьи выпускают тематическую стенгазету, четвертые заботятся о проекционной аппаратуре, приспосабливают освещение помещения, налаживают звукотехнические средства. Особенно много трудятся те школьники, которым предстоит выступать на вечере с сообщениями по конкретным вопросам темы. Они изучают рекомендованную учителем литературу, просматривают подобранные наглядные пособия, готовят недостающее. Отдельная группа учащихся заботится об организации выставки географической литературы и доставке в школу лотка для продажи книг участникам вечера.

Сам процесс активной подготовки тематического вечера с привлечением многих учащихся создает определенную рекламу этому мероприятию. Но не излишне сделать красочное объявление с составленной программой вечера. Разумеется, что в программе должна предусматриваться викторина занимательной географии, географические игры. На вечер приглашают учащихся той возрастной группы, на которую ориентировано содержание. В качестве гостей приглашают родителей школьников, представителей шефствующего над школой предприятия. Все это создает атмосферу праздничности в день проведения вечера, и его участники собираются с приподнятым настроением.

Тематика географических вечеров может быть разнообразной. Одни вечера посвящаются общегеографическим проблемам, например: «Наша голубая планета», «На всех параллелях и меридианах», а на других раскрывается какая-либо часть науки о Земле, например: «Загадки земных недр», «Воздушный океан планеты», «Вокруг земных полюсов». Отдельные вечера можно посвящать наиболее интересным периодам в исследовании Земли, например: «О чем напоминают русские имена на карге мира», «Карта Азии до путешествий Н. М. Пржевальского и его учеников и после них», «Ледовая вахта ученых». Само собою разумеется, что географические вечера можно посвящать и отдельным материкам, странам или районам, например: «Континент вечного лета» (об Африке), «Страна незаходящего Солнца», «Драгоценный пояс России» (об Урале), «Здравствуй, Прибалтика – солнечной Родины край голубой», «На землях солнечного восхода» (о Дальнем Востоке), «Страны соседства льда и зноя» (о Средней Азии и Закавказье).

Содержание и оформление каждого вечера обстоятельно обсуждаются активом учащихся – инициаторами его проведения. При этом надо поддерживать творческую инициативу школьников, их фантазию, выдумку, использовать все их способности, умения.

Формирующийся вокруг учителя географии коллектив школьников обязательно придет к мысли о выпуске тематических стенгазет к очередным вечерам. Работа над содержанием и оформлением таких стенгазет еще более сплотит ребят, интересующихся знаниями по географии и смежным дисциплинам, тем более если стенгазеты будут посвящаться интересным проблемам современности и, следовательно, станут эффективным средством учебно-воспитательной работы.


Интересное по географии:

Воспитательное значение встреч и выставок
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Использование литературы в изучении географии
Проведение бесед с использованием периодических изданий
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Велика воспитательная роль кружковых занятий

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков