Основные виды деятельности учителя и школьников

На базе предметного кружка создается факультатив профили, который больше и лучше всего соответствует условиям и возможностям школы и учителя. Задачей факультативных занятий является углубленное изучение основ одного из направлений наук о Земле с целью более активного и целенаправленного развития познавательных интересов школьников в этой области.

В современных условиях усиленного внимания к экономическому просвещению населения особенно важно внедрять в школах экономико-географические факультативы с обстоятельным изучением специфики хозяйственной деятельности местных предприятий промышленного или сельскохозяйственного профиля. В этой работе школьники, как показывает опыт, могут сделать немало общественно полезного путем вскрытия дополнительных резервов улучшения организации и технологии производства.

Участие школьников во внеклассной работе добровольное, оно основано на интересе к предмету. Общий интерес школьников, объединенных в географическом кружке, коллективизм в кружковой работе, постоянное проявление самодеятельности в сочетании с высокой научностью занятий – все это становится могучим фактором обучения и воспитания, благотворно сказывается на всей деятельности учащихся.

Эффективность внеклассной работы по географии высока. Имеющиеся количественные показатели свидетельствуют, что в школах с хорошо организованной внеклассной работой гораздо выше и научно-методический уровень преподавания географии и успеваемость учащихся по этому предмету. Массовая научно-просветительная работа среди школьников и населения способствует росту престижа географии, привлекает внимание к ее учебно-воспитательным возможностям, пробуждает интерес к географической науке. Велико влияние на состояние обучения географии экскурсий и туризма как форм географического изучения родного края и сбора краеведческих материалов. Еще значительнее роль исследовательских приемов во внеклассной работе, особенно долговременных систематических наблюдений с последующей обработкой, оформлением и использованием результатов на кружковых занятиях и уроках.

Самооборудование учебного процесса по географии, доведенное до полного обеспечения наглядностью всех уроков, кружковых и факультативных занятий, удваивает количество школьников, отлично и хорошо усваивающих изучаемый материал, и способствует полному устранению неуспеваемости по географии. Достигается это за счет лучшего восприятия учащимися основных географических понятий путем формирования у них зрительных образов изучаемых объектов и явлений.

Таким образом, силы и время, затрачиваемые учителем на развертывание и поддержание внеклассной работы по географии, оправданы во всех отношениях. В руках инициативного, любящего свое дело учителя-энтузиаста внеклассная работа является жизненно необходимой составной частью всей системы учебно-воспитательной деятельности школы.

В предлагаемом пособии охарактеризованы основные представления о содержании, формах и методах внеклассной работы по географии в общеобразовательной школе. Автор использовал некоторые обобщения из своего личного педагогического опыта и учел известный ему передовой опыт творчески работающих учителей. В этом пособии использованы новейшие достижения науки в изучении Земли, в частности материалы по космическому землеведению. Рекомендованы и некоторые оригинальные методы внеклассной работы, особенно по ведению наблюдений и самооборудованию занятий. Все это должно помочь учителям географии в организации и ведении внеклассной работы по своему предмету в современных условиях.

Внеклассная работа по географии рассматривается здесь как составная часть всей учебно-воспитательной работы школы и как связующее звено между занятиями учащихся в школах и их занятиями во внешкольных учреждениях по географическому профилю. При этом описаны соответствующие формы и методы работы учителя географии на основе совместного использования возможностей школ и внешкольных учреждений. В этом случае также использован многолетний опыт автора в практическом ведении такой работы со школьниками и взрослым населением.


Интересное по географии:

Формы работы географических кружков
Просмотр и обсуждение научно – популярных фильмов
Подготовка учителя и учащихся к занятиям
Воспитательное значение встреч и выставок
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Использование литературы в изучении географии
Проведение бесед с использованием периодических изданий

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков