Организация занятий географического кружка

В географический кружок объединяются школьники, которые в ходе массовой внеклассной работы по географии проявили интерес к этой науке. Об организации кружка лучше объявлять неоднократно на географических вечерах, читательских конференциях, тематических беседах и других массовых мероприятиях. Можно вывесить в школьном вестибюле и красочно оформленное объявление, но ограничиваться этим не следует. Оповещать о создании школьного географического кружка надо не только учащихся, но и родительскую общественность. Все это обеспечит приток в кружок значительного количества школьников, с которыми необходимо провести вводные занятия.

Особенностью вводных занятий географического кружка является сочетание элементов занимательности с углубленным научным содержанием. На первых занятиях хорошо рассмотреть и некоторые глобальные проблемы географической науки, и вопросы географо-краеведческого характера. При этом целесообразнее сосредоточить внимание на самом новом в учении о Земле, в освоении природы родного края. На ярких примерах рисуется перспектива дальнейшего развития географической науки, характеризуются проблемы, которыми занимаются сегодня и станут заниматься в ближайшем будущем ученые-географы.

В методике проведения занятий должны сочетаться коллективные формы работы учителя со всей группой кружковцев с внимательным изучением индивидуальных особенностей каждого учащегося. Чередование теоретических и практических занятий, экскурсии в природу и наблюдения какого-либо эпизодического явления – все это позволит за короткое время составить общую характеристику возникающего коллектива и оценить возможности каждого кружковца. На этой стадии возможен уход некоторых учащихся и приток новых, что вполне естественно. Познакомившись с особенностями содержания и методики занятий кружка, школьники серьезнее определят свое отношение к нему.

К моменту завершения вводных занятий состав кружка уже должен стабилизироваться. Нормальным для предметного кружка можно считать 10 – 15 учащихся, но не более 20. Работая с таким коллективом, педагог постоянно будет иметь возможность правильно сочетать развитие и удовлетворение интересов каждого кружковца с занятиями по общим для всех темам. Особенно это важно в практических работах.

В процессе организации коллектива кружка полезно дать желающим заниматься в нем анкету с вопросом: что они ожидают от кружковых занятий по географии и в каких формах предпочитали бы заниматься? Обобщение ответов учащихся и учет реальных возможностей школы и учителя позволят правильнее спланировать работу кружка.

Перспективным планом занятий предметного кружка ориентировочно предусматривается содержание, объем и последовательность тем, формы и методы их изучения. За основу можно взять наиболее приемлемый вариант программ географических кружков, публиковавшихся в последние годы в методической литературе. Но как программа, так и план работы кружка не являются строго обязательными. В процессе работы можно вносить изменения, которые будут вызываться необходимостью учета развивающихся интересов учащихся и вновь возникающих возможностей школы и учителя.

Помощниками педагога в руководстве кружком назначаются наиболее способные учащиеся из числа кружковцев. Перед изучением первой темы уместно провести организационное собрание кружка, на котором избирают органы ученического самоуправления и принимают план работы. Руководство кружком должно быть несложным и динамичным, в процессе занятий оно может совершенствоваться с учетом складывающихся условий.

С течением времени кружок может разрастись количественно и обогатиться содержанием работы. При этом неизбежно разделение на отдельные группы по преобладающим интересам. Каждая из таких групп станет самостоятельным кружком. Возникнет возможность создания общества как организационного объединения нескольких родственных по содержанию работы кружков. Но общество может быть образовано и кружками по смежным наукам, например на основе общности целей в изучении родного края.

Географический кружок организуется, как правило, в школе учителем географии. Но возможно создание такого кружка и при внешкольном учреждении или в профсоюзном клубе, Доме культуры. В подобных случаях кружок становится межшкольным, а руководить им будет энтузиаст – учитель географии одной из школ или приглашенный для этой работы специалист.


Интересное по географии:

Велика воспитательная роль кружковых занятий
Организация систематических наблюдений с помощью солнечных часов
Наблюдения кружковцев за поведением животных и жизнью растений
Работа по подготовке школьников к активному труду
Экскурсии на предприятия и наблюдения за производственной деятельностью
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Организация работы в детском лагере

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков