Организация внеклассной работы детей в средней школе

Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает. Причиной тому ряд факторов.

Во-первых, внеклассной работе присущи исключительно большие возможности в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины. На конкретном материале основ наук и не будучи жестко ограниченным во времени, учитель может целеустремленно решать актуальные задачи воспитания школьников.

Определенной частью внеклассной работы учителя-предметника является и научно-просветительная работа среди родителей и всего населения прилегающего к школе района. Задача такой работы состоит в борьбе с пережитками прошлого, особенно с суеверными предрассудками и религиозными верованиями. Важность такой работы очевидна, если учесть постоянное общение школьников со взрослым населением.

Во-вторых, содержание школьного образования не может, да и не успевает вследствие стабильности программ и учебников, охватывать многие достижения научно-технического и культурного прогресса, в том числе и те, которые являются эффективным средством воспитания. И только во внеклассной работе с учащимися можно компенсировать этот недостаток. На тематических вечерах, читательских конференциях, кружковых и факультативных занятиях можно и нужно сообщать учащимся о новейших достижениях и еще не решенных проблемах, ориентировать их на задачи исследования и созидания, которые поколению сегодняшних школьников придется решать в своей практической деятельности, когда оно войдет в большую жизнь. Справедливо говорят, что будущее должно сегодня быть в руках учителя, иначе оно опоздает или не настанет вовсе. Применительно к содержанию внеклассной работы это означает, что оно должно ориентироваться именно на будущее с опорой на самое передовое, что есть сегодня. В этом особый смысл такой работы со школьниками.

В-третьих, программы общеобразовательных школ рассчитаны на среднего ученика, а более способным школьникам нужен углубленный подход к изучению основ наук, и это в современных условиях возможно осуществить только в процессе кружковых и факультативных занятий. Если слабому ученику нужно дополнительное внимание учителя, чтобы он мог овладеть программным материалом, то сильному ученику такое внимание необходимо вдвойне, ибо в нем кроются потенциальные возможности успешного овладения основами наук в школе и выхода к высшей квалификации в современной науке, технике, культуре. Уже в школе таких учащихся можно привлекать к исследовательской работе, творческому участию в разработке посильных проблем теоретического и прикладного характера. Именно в такой работе они пробуют себя и крепнут, выбирают свой путь в жизни.

В-четвертых, индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся хотя и является одним из важнейших принципов нашей педагогики, но в условиях современной наполняемости классов трудно осуществим на уроках. Только на кружковых занятиях можно успешно влиять на индивидуальные способности каждого школьника, и это приносит определенный успех в развитии и совершенствовании лучших качеств будущего труженика-созидателя.


Интересное по географии:

Воспитательное значение внеклассной работы по географии
Основные виды деятельности учителя и школьников
Формы работы географических кружков
Просмотр и обсуждение научно – популярных фильмов
Подготовка учителя и учащихся к занятиям
Воспитательное значение встреч и выставок
Какие научно-популярные фильмы можно использовать

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков