Организация наблюдений за показаниями приборов на площадке

Руководителю школы следует назначить заведующего площадкой, а учителям установить дежурство на площадке. В помощь дежурным учителям назначаются активисты предметных кружков. Каждый дежурный учитель может брать себе в помощь членов руководимого им кружка. При известных условиях обязанности дежурных по площадке можно возложить на кружковцев-старшеклассников, которые также должны иметь помощников из числа своих младших товарищей по кружку.

Во время практических занятий и наблюдений на комплексной площадке с учащимися надо заботиться прежде всего о том, чтобы они все были заняты у соответствующих установок и не трогали других приборов. Для этого класс разбивается на 6 – 8 групп, в каждую группу назначается ответственный за используемые приборы и приспособления. Кроме того, учитель должен давать конкретные задания учащимся на каждое занятие. Эти задания следует либо разъяснять на предыдущем уроке, либо (в основном учащимся старших классов) давать в письменной форме.

При выполнении учащимися практических работ и наблюдений преподаватель должен следить за правильностью использования приборов и давать необходимые консультации по содержанию работы. В случаях, когда предполагается использовать и дорогостоящие приборы (телескоп, теодолит и др.), надо предварительно ознакомить учащихся с правилами обращения с этими приборами, например с методикой наблюдений посредством телескопа или с методикой снятии отчетов с верньера теодолита. Одним словом, каждое предстоящее занятие на комплексной площадке учитель должен планировать и готовить самым тщательным образом с целью рационального использования отведенного для этого времени и соответствующего оборудования площадки.

Учащиеся же должны приходить на комплексную площадку подготовленными и со всеми принадлежностями, необходимыми в работе по данной теме. Каждый из них обязан аккуратно записывать, а если нужно, и зарисовывать результаты измерений и наблюдений. На площадке это лучше делать в черновых тетрадях, а дома или на следующем уроке все надлежащим образом обрабатывать и отчет представлять на проверку по требованию учителя. Окончив занятия на площадке, преподаватель и учащиеся могут покинуть ее после того, как убедятся, что все оборудование остается в полном порядке. Это условие необходимо соблюдать, чтобы не создавать затруднений в последующих занятиях на площадке, которые будут проводиться преподавателями смежных дисциплин и с учащимися других классов.

В Вольненской школе Краснодарского края большая часть оборудования площадки сделана съемной. На территории площадки в определенном порядке установлены столбы высотой (надземной части) от 100 до 150 см. Приборы (гномон, азимутальный круг, солнечные часы, квадрант и др.) прикреплены к полым цилиндрам, сделанным из листового железа. Длина таких цилиндров около 20 см, а диаметр на 5 см больше диаметра столбов. Перед занятием приборы выносят из хранилища и цилиндры надевают на столбы, которые по высоте хорошо подходят учащимся школьного возраста. Затем каждый прибор устанавливают (поворотом на столбе) по заданным ориентирам. Все это не только обеспечивает сохранность и хорошее состояние приборов, но и обусловливает необходимость установки приборов самими учениками.


Интересное по географии:

Проведение практических занятий на географической площадке
Установка и работа некоторых приборов
Как смастерить стержень для флюгера
Как устанавливают приборы для определения осадков
Организация внеклассной работы детей в средней школе
Воспитательное значение внеклассной работы по географии
Основные виды деятельности учителя и школьников

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков