Организация систематических наблюдений с помощью солнечных часов

Об измерении времени и солнечных часах пишут и говорят много, но мало кто практически прикасается к этой интересной проблеме. А состоит она из практического изготовления горизонтальных или экваториальных солнечных часов с достаточно точным циферблатом, точной установки их по полуденной линии и в горизонтальной плоскости и аккуратных наблюдений перемещения тени стержня по циферблату.

На прочно установленном столбе закрепляют пластинку в горизонтальной плоскости со стороной 300 – 400 мм. Стороны пластинки ориентируют параллельно и перпендикулярно полуденной линии, которую предварительно надо определить с возможно большей точностью. К северной стороне этой пластинки прикрепляют другую такую же пластинку. Угол между ними должен быть равен 90° – 45° (географическая широта данного пункта). В отверстие, просверленное в центре наклонной пластинки, вставляют перпендикулярно ее плоскости стержень. Он, следовательно, будет наклонен к горизонтальной пластинке под углом, равным широте места, и направлен на Полюс мира. Длина стержня – 250 – 300 мм.

Циферблат экваториальных солнечных часов рисуют с обеих сторон наклонной пластинки. Для этого из центра пластинки проводят окружность радиусом, равным половине ее стороны, и делят на 24 равные части. Верхнее деление (обращенное на юг) обозначают как нулевое, а остальные по ходу часовой стрелки сверху и против хода снизу – цифрами от 1 до 23. Окончательно устанавливают прибор в истинный полдень, когда тень гномона совпадает с полуденной линией, а тень стержня солнечных часов падает на деление циферблата, обозначенное числом 12.

Солнечные часы показывают истинное солнечное время. Для преобразования его в среднее солнечное, надо воспользоваться таблицей или графиком уравнения времени. А чтобы узнать поясное и декретное время, надо учесть разницу между географической долготой меридиана данного пункта и среднего меридиана часового пояса, номер этого пояса и прибавить одни час.

Практическая работа по этой теме позволяет учащимся осмыслить суть задачи измерения времени и определения географической долготы заданного пункта поверхности земного шара.

Из всех долговременных систематических наблюдений самыми доступными для школьников являются метеорологические наблюдения. Если географический кружок установит связь с местной метеостанцией, то можно рассчитывать на помощь в оборудовании школьного метеорологического поста и в получении научно-методических консультаций специалистов. Сотрудничество сельских школьников с агрономом местного колхоза или совхоза способствует развертыванию работ по изучению силами кружковцев микроклиматических и агробиологических условий отдельных участков полей, огородов, садов, лесов. Важнейшим результатом всей этой работы является накопление географо-краеведческих сведений о природно-климатических условиях своей местности. В условиях сельских школ такая работа имеет большое значение и в решении задачи профориентации учащихся, формируя у них интерес к научной организации сельскохозяйственного труда.

Если в школе имеются самые необходимые метеоприборы, то результаты наблюдений можно записывать по форме, приведенной ниже. Ее делают и компактнее, помещая виды наблюдений в верхнюю часть, а даты и время (сроки наблюдения) в первые колонки слева. В этом случае на каждый день будет приходиться по три строки, а рядом с колонкой «температура воздуха» помещают колонку «средняя суточная температура».

При организации в школе постоянного метеопоста запись наблюдений лучше производить по форме, принятой в гидромет-сети, и такую форму (специальный журнал для записи наблюдений) предоставит кружку та метеостанция, филиалом которой станет школьная наблюдательная площадка.


Интересное по географии:

Наблюдения кружковцев за поведением животных и жизнью растений
Работа по подготовке школьников к активному труду
Экскурсии на предприятия и наблюдения за производственной деятельностью
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Организация работы в детском лагере
Снаряжение похода и задачи работы
Подготовка и распределение обязанностей в походе

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков