Организация факультативных занятий в школах

В процессе массовой научно-просветительной работы по географии, на занятиях географического кружка, в экскурсионно-туристских походах выявляются учащиеся с определенной предрасположенностью к развитию увлеченности географическими знаниями. Такие ребята активно относятся к занятиям географией, проявляют настойчивость в самостоятельном выполнении заданий учителя, в их деятельности просматривается специфически географическое восприятие изучаемого материала, обнаруживается географическое мышление. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя заметить интерес школьника к географической науке и постараться развить его до увлеченности географией.

Интерес учащихся к географии динамичен, он развивается, у некоторых становится главным и оказывает влияние на всю дальнейшую деятельность. У таких школьников именно в процессе занятий географией наблюдается подъем сил, желание энергичнее трудиться, улучшаются результаты работы, появляются элементы творчества. Все это может стать реальностью в процессе изучения географической науки, не ограниченного формальными рамками урока, программой школьного курса и учебника.

В современных условиях путем развития интереса учащихся к географической науке является дифференциация обучения с усиленным вниманием к географии. Сложившаяся система общеобразовательной подготовки позволяет организовывать школы с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе и географии, классы с углубленным изучением в обычных школах. Однако более жизненными стали факультативные занятия по географии как наиболее демократическая форма выделения заинтересовавшихся географией учащихся из среды прочих школьников.

Факультативные занятия можно проводить не только в школах, но и на материальной базе внешкольных учреждений и профсоюзных клубов. Такие межшкольные факультативы особенно перспективны в крупных населенных пунктах. Группы участников занятий комплектуются из учащихся нескольких школ по рекомендациям учителей. Руководить занятиями может высококвалифицированный специалист. Для занятий оборудуется специальное помещение с площадкой или обсерваторией.

В содержании факультативных курсов гораздо полнее, чем в школьном курсе географии, можно отразить достижения и перспективы географической науки, обращая особое внимание на проблемы ее переднего края. Ведь сегодняшние школьники станут работать в тех или иных областях наук о Земле в будущем, расцвет их творческих сил наступит через 15 20 лет, и сегодня важно правильно ориентировать этих ребят на самые перспективные направления науки и практической деятельности. Здесь справедливо утверждение, что будущее должно сегодня быть в руках учителя, иначе оно не станет реальностью.

Широкое использование практических работ с литературными источниками, разнообразным картографическим и статистическим материалом, лабораторных экспериментов и наблюдений в природе значительно повышает учебно-воспитательные возможности факультативных занятий. Активное применение краеведческих материалов позволяет конкретизировать многие географические понятия на основе изучения особенностей природы и хозяйственной деятельности населения родного края.

Факультативный курс позволяет перебросить определенный мост между общим образованием и будущей специальностью сегодняшнего школьника. Задача практической подготовки будущих тружеников к научно обоснованному использованию и воссозданию естественных ресурсов в интересах общества приобретает особую остроту в современных условиях. Здравый учет взаимозависимостей в природе в сочетании с экономической грамотностью определяет способность будущих специалистов стать инициативными творцами и рачительными хозяевами. Так задачи профориентации школьников в области наук о Земле переплетаются с общевоспитательными задачами.

В качестве географических факультативных курсов официально одобрены следующие:

факультативный курс «Основы экономики гуманистической промышленности» – 70 часов для учащихся восьмых классов;

факультативный курс «Основы экономики гуманистического сельского хозяйства» – 70 часов для учащихся восьмых классов;

спецкурс «Основы топографии и картографии» – 70 часов для учащихся девятых классов;

факультативный курс «Основы геологии» – 70 часов для учащихся девятых классов.

Теперь уже более чем десятилетний опыт внедрения факультативных курсов в общеобразовательных школах показывает, что хорошо прививаются они и оказываются вполне жизнеспособными там, где есть энтузиасты внеклассной работы. Такая непосредственная связь между внеклассной работой по географии и географическими факультативами вполне естественна, ибо формирование интереса учащихся к географии начинается гораздо раньше, чем им приходится выбирать путь к углублению географических знаний. Начинается все еще на уроках природоведения и в экскурсиях в природу в начальных классах, а продолжается на уроках географии, в географическом кружке, на географических вечерах, в туристских походах периода учебы в V VII классах. И правильно поступают те учителя, которые рассматривают массовую научно-просветительную и кружковую работу по географии как необходимый этап подготовки будущих участников факультативных занятий.

Названные географические факультативы, к сожалению, пока еще немногочисленны. Сказывается слабая подготовка учителей по экономике, картографии и геологии. Бедна и материальная база этих факультативов: в школах мало наглядных пособий, приборов и принадлежностей. Поэтому многие учителя разрабатывают варианты географо-краеведческих и географо-природо-охранительных факультативов, где велики возможности самооборудования занятий и увереннее подготовленность учителей.


Интересное по географии:

Проведение факультативного курса по землеведению
Как лучше осуществлять научную работу школьников
Содержание и формы факультативных занятий по географии
Использование специальных метеорологических приборов
Наблюдения за изменениями атмосферного давления
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Важность наблюдений за изменениями солнечной активности

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков