Наблюдения за изменениями атмосферного давления

Запись на диаграммной ленте читается, как и любой график. Отсчитывают показания измерений по вертикальной шкале, а время – по горизонтальной. Так можно построить таблицу из числовых показателей изменения температуры воздуха, атмосферного давления или влажности воздуха. Суточные самописцы дают возможность определить эти данные через каждые 15 минут, а недельные – через каждые 2 часа. Такую таблицу можно сделать за неделю, месяц или сезон, а на основании данных таблиц можно построить месячные или сезонные термограммы, барограммы и гигрограммы (непрерывные графики) в масштабе, удобном для использования в качестве наглядного пособия. От диаграммных лент такие графики отличаются абсолютными показателями измерений, если при построении графиков учтены поправки к показаниям самописцев. Оформленные на больших листах ватмана или миллиметровой бумаги и наклеенные на картон, эти пособия будут долго и эффективно служить иллюстрациями к соответствующим разделам школьного курса географии или соответствующего факультативного курса по географии.

При организации в школе постоянного метеопоста запись наблюдений надо производить по форме, принятой в гидрометеосети. Специальный журнал для записи наблюдений предоставит школе та метеостанция, филиалом которой станет наблюдательная площадка участников факультативных занятий.

Обработка и оформление метеорологических наблюдений производятся с целью установления особенностей погоды данной местности и раскрытия основных закономерностей ее изменения. Интересно, например, сравнить графические показатели облачности и осадков с графиком изменения атмосферного давления. Очевидно, что в периоды понижения атмосферного давления имеет место многоярусная облачность, а нередко и с осадками. Это означает, что данная местность оказалась в сфере циклона. Периодам повышения атмосферного давления соответствует безоблачная или малооблачная погода, что является признаком антициклонической ситуации.

Сравнение графиков изменения полуденной высоты Солнца и среднедекадных температур воздуха путем их совмещения подводит учащихся к пониманию зависимости между полуденной высотой Солнца и тепловым режимом данной местности. На совмещенных графиках видно, что самая низкая температура воздуха бывает в период наименьшей полуденной высоты Солнца, а самая высокая температура соответствует времени наибольшей полуденной высоте Солнца. Сдвиг вправо кривой температуры нетрудно объяснить запасом тепла или холода в земной поверхности и в атмосфере. Усвоение этого является путем к углубленному изучению процесса смены времен года и понятия о тепловых поясах земного шара.

Еще более глубокое понимание зависимости географических процессов и явлений от Солнца становится возможным при систематических наблюдениях дневного светила на экране через телескоп. Зарисовки или фотографирование солнечных пятен позволяет получать количественную оценку пятнообразовательной деятельности Солнца, которая является одним из показателей солнечной активности.

Солнечной активностью принято называть комплекс явлений, которые наблюдаются на видимой поверхности Солнца и в его непосредственном космическом окружении. Это возникновение, развитие и исчезновение темных пятен и относительно светлых участков – факелов, фонтанообразных выбросов – протуберанцев, быстротечных и особенно ярких вспышек и других образований, а также возмущения в солнечной короне. Такие явления обусловливают резкое увеличение ультрафиолетового, рентгеновского и корпускулярного излучения, что вызывает значительные изменения в состоянии наружных оболочек земного шара, включая и биосферу.


Интересное по географии:

Изучение солнечной активности на земной поверхности
Важность наблюдений за изменениями солнечной активности
Интересны наблюдения за полярными сияниями
Фотоснимки с изображением серебристых облаков
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Новые возможности исследования земной поверхности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков