Наблюдения кружковцев за поведением животных и жизнью растений

Метеорологические наблюдения имеют смысл только в том случае, если систематически производится обработка и оформление их результатов. В простейшем варианте обработка наблюдений погоды за месяц производится по форме, изображенной на. Примерно также можно оформлять и результаты наблюдений за год, хотя объем графика изменения среднесуточных или среднедекадных температур воздуха окажется значительно больше и структуру таблицы придется приспособить к этому.

Обработанные и оформленные и виде демонстрационной таблицы результаты наблюдений погоды надо использовать для углубленной характеристики природно-климатических условий родного края, например в научных докладах учащихся. Это значительно повышает престиж юных наблюдателей, оформителей результатов наблюдений и увеличивает в сознании учащихся ценность добываемых в этой работе материалов.

В теснейшей связи с метеорологическими наблюдениями члены школьного географического кружка могут вести фенологические наблюдения. Это наблюдения сезонных явлений в живой природе. В жизни растений и животных сезонные изменения зависят от природно-климатических условий данной местности и происходят циклически. Наблюдение этой цикличности (периодичности) позволяет установить связь между изменением полуденной высоты Солнца, температуры воздуха и сезонными явлениями в развитии растений и жизни животных, а также в хозяйственной деятельности.

Сезонность, связанная со сменой времени года, четко выражена на всей территории страны. Ее изучение позволяет установить наиболее благоприятные сроки посева, агротехнической обработки и уборки зерновых и технических культур, отстрела дичи, заготовки пушнины и т.д.

Фенологические наблюдения несложны: надо внимательно следить за изменениями в жизни каждого вида растений и животных и все записывать. Для этого лучше выбрать несколько типичных участков (лес, парк, сквер, поле, луг, водоем, обрыв, сад, огород), описать и нанести их на общий план. Наблюдения лучше производить в первой половине дня, когда активизируется жизнедеятельность большинства растений и животных. В вечернее время лучше наблюдать животных, ведущих ночной образ жизни. Фенологические наблюдения также обрабатывают с целью последующего использования их результатов в работе кружка. На рисунке показан пример оформления наблюдений за жизнью трех видов птиц. Аналогично можно оформлять и результаты наблюдений за растениями, домашними и дикими животными.

Так разнообразные по содержанию и способам ведения наблюдения образуют взаимосвязанную систему. Наблюдения в системе позволяют более эффективно раскрывать взаимосвязи одних явлений природы с другими в доступной школьникам форме.

Продолжением наблюдений природы с площадки являются ее наблюдения в условиях экскурсии или похода. Здесь открываются необъятные возможности знакомства кружковцев с разнообразными проявлениями неживой и живой природы. Важно, чтобы учащиеся не просто любовались всем наблюдаемым, а пытливо присматривались ко всему, изучали все. При этом обязательны описания, зарисовки, фотоснимки. Даже первый поход кружковцев по ближайшим окрестностям позволяет оформить хорошо иллюстрированную стенгазету-репортаж. Такое использование материалов экскурсионных наблюдений, кроме познавательного, имеет и большое воспитательное значение, и не только для кружковцев.

Приобщение школьников к изучению природы своей местности на основе личных наблюдений может иметь важное общественное значение. Одновременно найдет решение и задача профориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии, что также имеет серьезное государственное значение.

Воспитательные функции кружковых занятий по географии особенно важно использовать в решении задач экономического просвещения и воспитания не только кружковцев, но и всех школьников.


Интересное по географии:

Работа по подготовке школьников к активному труду
Экскурсии на предприятия и наблюдения за производственной деятельностью
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Организация работы в детском лагере
Снаряжение похода и задачи работы
Подготовка и распределение обязанностей в походе
Как определить объекты и пути следования

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков