Как заинтересовать юных географов

Важной задачей юных географов является взятие образцов почвы и почвенного монолита. Образцы упаковывают в картонные коробочки, на которых делают надписи о месте взятия каждого образца. Для монолитов надо изготовить специальные ящики размером 1000x150x75 мм из 20 миллиметровых досок. Дно и крышка ящика привертываются шурупами. Чтобы не нарушить монолит, надо снять крышку и дно ящика, а рамку ящика приложить к вертикальной поверхности почвенного разреза. Монолит надо разметить по рамке, а затем ножом и лопатой обкопать и обровнять. Теперь необходимо надеть на монолит рамку с привинченным дном, обрезать его по плоскости, которой он еще соединен с почвой; Вложенный в ящик монолит надо закрыть крышкой и переправить в школу.

Для изучения растительности и животных данной местности планируют специальные маршруты. Цель – собрать гербарий полезных и лекарственных трав, образцы листьев и веток кустарников и деревьев, коллекцию бабочек, сделать чучела наиболее распространенных в этой местности птиц и животных.

Места, где будет найдено что-нибудь интересное, надо отметить на плане. Не стоит забывать о зарисовках и фотоснимках.

Особое внимание надо обращать на зависимость растительного покрова от рельефа и, следовательно, от микроклиматических условий. Дан пример зарисовки растительного покрова южного склона горы. На крутых склонах, которые больше прогреваются солнечными лучами, преобладает травяной покров. На пологих склонах и впадинах – лиственные кустарники и деревья.

Перед объективом фотоаппарата может неожиданно появиться интересное животное, и тогда обыкновенный любительский снимок станет документальным свидетельством обитания этого животного в изучаемом месте.

Юные географы должны также обратить особое внимание на влияние деятельности человека на жизнь растений и животных и в свою очередь растений и животных на формирование природного лика данной местности. Разумное использование ресурсов живой природы и бережное, хозяйское отношение к природе – вот что должны пропагандировать школьники как своим личным примером, так и в общении с местным населением.

Очень интересны археологические исследования и этнографические наблюдения. Многие юные географы могут заинтересоваться исследованиями географии населения, экономико-географическими исследованиями. Может быть, не все из этого посильно школьникам, но доступное можно сделать.

Что же касается изучения топонимики (географических названий различных объектов данной местности), то эта задача вполне посильна любому коллективу юных географов. Важно заметить при этом, что пытливое изучение топонимики дает много нового и интересного географической науке. Надо только добросовестно расспрашивать местное население о происхождении названия каждого села, каждой речки, горы, долины и сопоставлять все это с названиями на картах и планах, в путеводителях и справочниках. Тут-то и обнаруживаются самые неожиданные открытия.


Интересное по географии:

Как систематизировать полученные материалы
Организация факультативных занятий в школах
Проведение факультативного курса по землеведению
Как лучше осуществлять научную работу школьников
Содержание и формы факультативных занятий по географии
Использование специальных метеорологических приборов
Наблюдения за изменениями атмосферного давления

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков