Как выглядит Земля на космических снимках

Если соблюдать последовательность в обучении школьников правилу ориентировки изображений земной поверхности (север – вверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева), то терминатор, разграничивающий освещенную и теневую стороны земного шара, должен располагаться на глобальных снимках по направлению верх – низ или под углом к этому направлению в пределах 23,5° вправо и влево, за точку отсчета при этом принимают центр Земли, считая ее ось вертикальной, а плоскость экватора – горизонтальной. Величина наклона терминатора зависит от даты и положения точки съемки относительно Земли и Солнца. Облачные полосы, вытянутые вдоль экватора, на снимке должны быть ориентированы либо по направлению восток – запад (на снимке по горизонтальной линии справа налево), либо под углом к этому направлению в пределах 23,5° вверх и вниз. Учитывая это, отметим, что во многих случаях глобальные фотоснимки Земли воспроизводятся в книгах и журналах неправильно.

Важно обратить внимание и на то обстоятельство, что в масштабах глобальных космических снимков форма Земли – идеальный шар. Все неровности земной поверхности и даже полярное сжатие не сказываются на правильности его формы. Такое пояснение необходимо в связи с преувеличением роли полярного сжатия и неровностей земной поверхности в определении формы Земли на большинстве рисунков в учебниках и популярных книгах.

Характеризуя строение атмосферы, нельзя забывать о ее размерах в масштабах земного шара. На снимках из космоса получается изображение только тропосферы и прилегающей к ней части стратосферы. Эти части атмосферы отличаются самой большой плотностью воздуха и лучше отражают световые лучи. При средней высоте тропосферы 12 км она представляется тонкой пленкой, обволакивающей поверхность земного шара радиусом 6370 км. Высота тропосферы равна всего лишь мизерной части земного радиуса. Поэтому видимый край земного шара на глобальных снимках представляется как идеальный круг. Все неоднородности атмосферы, в том числе облачные образования, не сказываются на правильной форме земного шара, каким он виден из космоса и как изображается на глобальных снимках.

Аналогичные рассуждения правомерно применить и для показа сравнительной величины гидросферы. Но, несмотря на малые размеры, эти оболочки имеют огромное значение в жизни Земли. Они отличаются от литосферы большой подвижностью, в них происходит перераспределение тепла и влаги в общепланетарных и региональных масштабах. Роль атмосферы в формировании природного облика Земли становится понятнее, если сравнить описанные выше глобальные космические фотоснимки со снимком, сделанным с рельефного глобуса, где Земля изображена «безатмосферной». Продолжая рассуждения о роли атмосферы и гидросферы в жизни Земли, можно сослаться на вид Луны в телескоп. Сравнение лунной поверхности с земной наводит на глубокие размышления об особенностях формирования той и другой в различных условиях.

Основной целью использования глобальных космических фотоснимков Земли на кружковых и факультативных занятиях является формирование в сознании учащихся зрительного образа природного облика нашей планеты в целом и отдельных ее частей. Достигается это сопоставлением условного картографического изображения земного шара на географическом глобусе и объективного фотоизображения Земли на космических снимках. При этом не только опознаются детали земной поверхности, но и объясняются особенности их фотоизображения, их естественного вида из космоса (сверху), сравнимого с характером картографического изображения. Для более углубленного понимания особенностей изображения тех или иных объектов земной поверхности рекомендуется сравнивать их фотоизображения на космических снимках, картографические изображения на глобусе и физической карте с наземным видом на учебных картинах и фотоснимках (вид спереди).


Интересное по географии:

Как движется холодный и тёплый воздух вдоль земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Изучение снимков земной поверхности в умеренных широтах
Рассматривая фотокарты Западной Европы
Различные типы суши и воды на снимках
Изучение ледового океана по водной фотокарте
Изображения растительности на картах

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков