Как правильно определить направление на местности

Остановившись в точке наилучшего обзора окружающей местности, надо определить направление съемки так, чтобы на будущем снимке четко выделялись характерные особенности рельефа и растительного покрова. Снимать можно и на черно-белую, и на цветную пленку. Главное, чтобы отпечатки были достаточно больших размеров. Особенно хорошо будет, если фотоснимки запечатлеются на цветной обратимой фотопленке, из которой легко сделать диапозитивы. Диапозитивы удобно показать через проектор на экране. Большую ценность для иллюстрирования геоморфологического описания местности представляют панорамные снимки. Их можно делать и обычным фотоаппаратом, снимая в горизонтальном направлении один снимок за другим так, чтобы они немного перекрывали друг друга. При монтаже фотоотпечатков изображение надо совместить и лишнее обрезать. Но лучше снимки-панорамы делать специально приспособленным для этого фотоаппаратом «Горизонт».

Особое внимание следует обращать на такие примечательные образования, как оползни, карстовые провалы, пещеры, обрывы, выходы коренных пород. Оползень хорошо нанести на план, определить направление движения грунта, обозначить на плане образовавшиеся складки, разрывы почвенного покрова, выходы грунтовых вод. Внимательный осмотр места оползня помогает найти объяснение причин его возникновения.

Карстовые провалы желательно более детально наносить на план. Рельеф места можно изображать горизонталями, а глубины воронок и их поперечники следует измерять рулеткой. Пример такой зарисовки карстовой котловины дан. Стрелками показаны направления измерений. Подобным зарисовкам должны сопутствовать подробные описания всего, что наблюдается.

Если случится встретить на пути карстовую пещеру, то необходимо быть осторожным при ее обследовании. Лучше сначала расспросить местных жителей о размерах пещеры и всех ее особенностях, а потом уже начинать ее изучение. В пещеру входят несколько человек. У входа в пещеру должны остаться два-три человека, и с ними поддерживается связь через веревку. Веревку разматывают ушедшие в глубь пещеры. Обязательно надо захватить с собой фонарик, блокнот для записей и зарисовок, рулетку для обмеров. Если же на пути встретится обрыв, то необходимо схематически зарисовать расположение слоев различных пород, указав их толщину, наклон к горизонтальной плоскости, направление наклона. Если обрыв хорошо освещен, то неплохо его сфотографировать.

Изучение минералогического состава горных пород позволяет составить довольно полную картину геологического прошлого данной местности.

Изучить геологическое строение равнинной местности довольно нелегко. Приходится пользоваться случайными обнажениями пород в карьерах и на обрывах, в выемках железных или шоссейных дорог. Но и эти возможности позволяют судить о характерных чертах строения и состава поверхностных слоев земной коры в данной местности.

В горной местности геологическое наблюдение производить несравненно интереснее. Там чаще можно увидеть выходы глубинных пород, замысловатые узоры складок или сбросовых разрывов. В некоторых горных районах можно увидеть следы вулканической деятельности или признаки оледенения. Описания, зарисовки и фотоснимки таких образований доставят много радости познания даже бывалым путешественникам.

Большой интерес для юных географов представляют образцы минералов и горных пород, а также окаменелостей растений и Животных. Их сбор и продуманное коллекционирование поможет не только обогатить школьные учебные кабинеты и музеи, но и многое понять в природе данной местности и Земли в целом.

Собирать надо только наиболее характерные образцы небольших размеров, откалывая нужные части геологическим молотком. Каждый экземпляр необходимо завернуть в бумагу, на которой следует записать место находки и ее название. Но если сразу же трудно определить породу, то лучше отложить эту работу до возвращения в школу, где с помощью справочников можно уточнить название и основные особенности образца.

Во всех случаях надо более подробно описывать место и условия залегания взятого образца. Это значит указать на плане место находки, записать, среди каких пород находился образец, и т.д. Такая работа позволит легко и быстро разобраться в нем по возвращении в школу и уверенно использовать собранные материалы.


Интересное по географии:

Как определить скорость течения реки с помощью поплавка
Изучение берегов реки, озера, болот
Исследование источников воды и эрозия почвы
Что нужно для корневой системы растений
Как заинтересовать юных географов
Как систематизировать полученные материалы
Организация факультативных занятий в школах

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков