Как определить скорость течения реки с помощью поплавка

Особое внимание надо уделять полезным ископаемым. Ведь бурно развивающееся народное хозяйство нашей страны нуждается все в большем и большем количестве топлива, металла, строительных материалов. Поиск может увенчаться неожиданным успехом – обнаружить еще не известное никому месторождение каменного угля, горючего сланца, нефти, битума, природного газа, руд черных и цветных металлов, драгоценных металлов и минералов, строительных материалов: песка, глины, камня, гравия и т.д. Описание и нанесение на план мест, где обнаружены образцы пород, содержащих включения или целые выходы пластов полезных ископаемых, следует доставить геологам или руководителям народнохозяйственных организаций.

Подробнее с методами целенаправленного поиска полезных ископаемых можно ознакомиться в посвященных этой теме книгах, руководствах, инструкциях. А еще лучше связаться с ближайшим геологическим учреждением и получить указания специалистов о поиске именно в данной местности. Таким учреждением может быть геологоразведочный трест, ведущий работы в данной местности, или работающая поблизости геологоразведочная экспедиция. Можно проконсультироваться и у работников местного краеведческого музея.

В походе можно собрать богатый и разнообразный материал по гидрологии любой местности. Взять хотя бы выходы грунтовых вод. Это могут быть родники, еле заметные просачивания воды', просто влажные места на склонах или в низинах. Их необходимо описывать и наносить на план. Много ценных сведений серьезного значения дает опрос населения о ледовом и паводковом режиме местных рек, о пересыхающих летом ручьях, о паводковых потоках в низинах, оврагах. Интересно на крутом склоне речного берега изучать следы наивысшего уровня реки. Большое общественно полезное значение имеет уточнение русла реки на карте района, области.

Можно организовать систематические наблюдения водного режима местной реки. Для этого надо определить площадь поперечного сечения русла реки и расход воды в ней. Делается это следующим образом.

Посредством мерного шнура (это бичевка с завязанными через каждый метр узелками) определяется ширина рек в избранном для наблюдений месте. Если река очень широкая; то делается это методом определения расстояний до недоступных объектов (в данном случае – до противоположного берега). Об этом методе подробно рассказано в школьном учебнике геометрии и в книгах по занимательной математике и топографии.

С помощью шеста с делениями промеряется глубина реки по поперечному створу через равные интервалы; если река небольшая, то через каждый метр, а если большая, то через каждые несколько метров. При больших глубинах эту работу выполняют посредством мерного шнура (бичевка с грузиком на конце).

Аккуратно произведенные замеры позволяют в подходящем масштабе вычертить на миллиметровке или листе тетради в клеточку поперечное сечение русла реки. Сложив величины всех замеров и разделив сумму на количество замеров, можно определить среднюю глубину реки. А перемножив среднюю глубину на ширину, и площадь поперечного сечения русла реки.

Теперь можно определить скорость течения реки. Делается это с помощью поплавка и секундомера. Примерно на середине реки с лодки или моста пускаются поплавки, а метрах в 100 ниже по течению отмечаются моменты, когда они проплывают. Зная время пуска каждого поплавка и вычитая его из времени проплытия этого же поплавка, можно получить время движения поплавка, то есть скорость течения реки на расстоянии 100 метров. Несколько поплавков пускают для того, чтобы получить среднюю, более точную величину. Надо разделить ее на 100, и получится скорость течения реки в секундах на метр расстояния, что легко преобразовать в общепринятое обозначение скорости в метрах в секунду. Остается площадь поперечного сечения реки в квадратных метрах помножить на скорость течения реки в метрах в секунду – и расход воды в кубических метрах в секунду известен. Это важнейшая характеристика режима реки.


Интересное по географии:

Изучение берегов реки, озера, болот
Исследование источников воды и эрозия почвы
Что нужно для корневой системы растений
Как заинтересовать юных географов
Как систематизировать полученные материалы
Организация факультативных занятий в школах
Проведение факультативного курса по землеведению

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков