Как лучше осуществлять научную работу школьников

Важнейшей задачей, которую приходится решать на первых же занятиях, является задача обучения школьников умению эффективно учиться. Объективно вряд ли существует перегрузка учебных программ, но несомненно, имеет место неумение учащихся организовать свой учебный труд, а этому сопутствует нерациональность в использовании сил и времени. Ознакомление учащихся с приемами слушания и конспектирования лекций, самостоятельной работы с литературой, проведения экспериментов и наблюдений открывает новые возможности развития познавательной активности школьников. Формированию их умения самостоятельно добывать знания способствует обучение подбору и обработке, анализу и обобщению, оформлению и использованию материалов по заданной теме. К этим и другим вопросам организации и технологии учебного труда приходится возвращаться многократно при первом знакомстве с каждой новой формой занятий. Общее же представление о научной организации учебного труда дается на вводном занятии.

На первом занятии по каждой теме преподаватель читает обзорную лекцию, в которой сосредоточивается внимание на узловых, наиболее проблематичных вопросах. При этом говорится не только об успешно решенных вопросах теории и практики, но и о том, что еще недостаточно изучено или совсем не изучено и требует приложения больших сил. Лекцию возможно лучше иллюстрируют, по каждому ее разделу называют и показывают книги и статьи, которые рекомендуют читать учащимся.

Если есть возможность, то для проведения таких лекций приглашаются специалисты и ученые. В таком случае ведущий факультативные занятия учитель должен предварительно встретиться с гостем и рассказать ему об особенностях предстоящей лекции. Это необходимо, так как специалисты, не будучи педагогами, далеко не всегда находят правильную форму выступлений перед школьниками.

Второе занятие по теме посвящается работе с научной литературой, подобранной учителем. Лучше, если это будет одна книга в достаточном количестве экземпляров, чтобы учащиеся всей группы могли пользоваться ею одновременно. Учитель сначала объясняет правила чтения и конспектирования научной литературы, приводит примеры, и только после этого заданный раздел книги прорабатывается учениками. Если в течение одного занятия эта работа не завершена, то она продолжается на следующем занятии. Учащиеся получают задание познакомиться с библиографическими каталогами (систематическими и алфавитными) ближайших библиотек и просмотреть на библиотечных полках литературу по темам данного факультативного курса. Каждый участник факультативных занятий обязательно записывается в лучшую из библиотек, чтобы иметь возможность пользоваться абонементом и читальным залом.

Следующее занятие по теме уместно использовать для практической работы с картографическими материалами, таблицами количественных показателей и графиками. Особенно большой интерес у школьников вызывает работа с рельефными картами, которые теперь выпускаются. Этот новый вид картографической наглядности дает объемное представление о рельефе суши и позволяет сравнивать его особенности в различных местах. На этом занятии полезно поупражняться в построении графиков и диаграмм на основе имеющихся числовых данных, с описанием отдельных участков земной поверхности по их картографическому изображению.

Затем школьники знакомятся с приборами, и проводится практическая работа по теме. Лучше, если эта работа будет общественно полезной. Например, одной из форм практического применения знаний и умений, получаемых школьниками на факультативных занятиях по географии, является создание основных объектов комплекса учебного оборудования. Важной составной частью этого комплекса в любых условиях будет учебная географическая площадка. Ее создание, как описано в главе 6, начинается с выбора участка, определения на нем полуденной линии географической широты. Следующим этапом становится мензульная съемка участка.


Интересное по географии:

Содержание и формы факультативных занятий по географии
Использование специальных метеорологических приборов
Наблюдения за изменениями атмосферного давления
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Важность наблюдений за изменениями солнечной активности
Интересны наблюдения за полярными сияниями
Фотоснимки с изображением серебристых облаков

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков